Американская компания ForeFlight разработала портативное устройство Scout, способное принимать сигналы автоматического зависимого наблюдения-вещания (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast, ADS-B). Как пишет Aviation Week, новое устройство позволит летчикам малой авиации оперативно получать информацию о погоде и других самолетах в воздухе. При этом Scout данных о своем местоположении не передает.
ADS-B — спутниковая система наблюдения за воздушным движением. Она представляет собой GPS-приемник, определяющий местоположение самолета и параметры его полета, а также набор приемо-передатчиков. Последние транслируют данные о самолете сети наземных станций и специальным спутникам, которые уже передают их диспетчерским службам и другим самолетам.
Кроме того, ADS-B принимает и информацию о погоде по маршруту полета самолета. Считается, что массовый переход авиации на использование систем ADS-B значительно повысит безопасность полетов. Современные небольшие самолеты, например, частные двухместные Cessna, не имеют систем автоматического зависимого наблюдения-вещания и получают данные о погоде и других самолетов от диспетчеров.
Устройство Scout помещается в кармане, питается по USB и подключается по Bluetooth к смартфону или планшету Apple, на которые должно быть установлено специальное программное обеспечение. После этого приложение начинает отображать практически в режиме реального времени карту пространства с погодными данными и сведениями о маршрутах других самолетов в воздухе.
В мае прошлого года Федеральное управление гражданской авиации США объявило о возможном «засорении» эфира на частоте 1090 мегагерц, которое может произойти после массового перехода авиакомпаний на использование ADS-B. В будущем большое количество передатчиков системы на самолетах в небольшом пространстве смогут создавать помехи друг для друга.
Согласно прогнозу управления, в случае «забитого» эфира на частоте вещания ADS-B у самолетов могут возникнуть трудности с отправкой на наземные контрольные станции данных о своих параметрах полета и приеме такой информации о других летательных аппаратах. В худших случаях данные на протяжении некоторого не будут отправляться и приниматься вообще.
«Засоренная» частота, полагают специалисты, приведет к тому, что пассажирские самолеты станут «невидимыми» для других летательных аппаратов в воздухе. Кроме того, самолеты могут становиться незаметными для аэродромных радиолокационных станций, контролирующих пространство вокруг аэропортов в радиусе ста километров. Такие радары тоже работают на частоте 1090 мегагерц.
По мнению управления гражданской авиации, резкого ухудшения ситуации можно будет избежать, в частности, за счет отказа от наземных вспомогательных обзорных радаров, тоже работающих на частоте 1090 мегагерц. При широком использовании ADS-B они станут не нужны. Однако отказ не станет полным решением, поскольку ADS-B передает данные с большей частотой, чем проводят опрос радары.
Василий Сычёв