Киберсквоттеры попытались аннулировать права Google на слово «google»

На прошлой неделе в Верховный суд США поступило ходатайство с просьбой аннулировать права корпорации Google на торговую марку «Google». Причиной истцы называют то, что слово «google» стало общеупотребительным во всем мире в значении «искать в интернете» используя любой поисковик. Ранее Google выиграла дело в Федеральном и Апелляционном судах. Пресс-релиз с изложением версии истцов опубликован на сайте юридической компании Wirtz Law APC, за развитием событий следит Ars Technica.

В 2012 году граждане США Крис Гиллеспи (Chris Gillespie) и Дэвид Эллиот (David Elliot) зарегистрировали 763 доменных имени, в которых слово «google» комбинировалось с другими словами и фразами, в том числе названиями известных компаний и именами знаменитостей. Например, были зарегистрированы домены googledonaldtrump.com, googlechevron.com и googlegaycruises.com. В ответ юристы корпорации подали жалобу на киберсквоттинг и посягательство на торговую марку в Форум. Эта организация (бывший Национальный арбитражный форум) занимается, в том числе, урегулированием споров, касающихся доменных имен. Google выиграл дело, у ответчиков конфисковали домены.

Тогда Гиллеспи и Эллиот подали в Федеральный суд Аризоны ходатайство об аннулировании прав компании на слово «google». Основанием для такого решения они называли то, что это слово во всем стало общеупотребительным и означает «искать в интернете» с помощью любого поисковика. «Это не требование возмещения убытков, — заявил Эллиот, — Я просто пытаюсь защитить свои права против компании, которая несправедливо пытается контролировать использование общеупотребительного слова «google». Однако киберсквоттеры опять проиграли дело. Судьи сочли, что истцы не предоставили достаточных доказательств того, что большинство людей под словом «google» понимают именно общеупотребительный термин, а не название компании.

Позже Гиллеспи и Эллиот проиграли дело и в Апелляционном суде. Судьи решили, что название торговой марки не может стать общеупотребительным термином, если оно становится «эксклюзивным описанием» и конкурентам становится сложно завоевывать рынок, если они не используют это слово.

Конечно, Google – не единственная корпорация, чье название пытались сделать общеупотребительным, и на этом основании аннулировать права компании на торговую марку. Подобные случаи заканчивались по-разному. Например, слова «аспирин» или «линолеум» признали общеупотребительными, несмотря на то, что компании Bayer и Linoleum пытались отстоять свои права на эти названия. А вот компаниям Xerox и Coca-Cola удалось защитить свои торговые марки.

Екатерина Русакова