Американские военные рассматривают возможность использования истребителей F-35 Lightning II в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Как пишет Aviation Week, в такой роли новые самолеты намерена использовать Армия США — их включат в систему раннего предупреждения о воздушном нападении.
Сухопутные войска располагают системами, которые позволяют защищать важные наземные объекты от нападения с воздуха. Речь идет о зенитных ракетных комплексах малой, средней и большой дальности. Такие комплексы обнаруживают воздушные цели с помощью радиолокационных станций, причем эффективность прикрытия объектов в значительной степени зависит от времени обнаружения объектов в воздухе.
Согласно планам командования Армии США, истребители F-35 будут использоваться почти так же, как американские ВМС используют палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye. Такие самолеты могут отлетать на значительное расстояние, обнаруживать воздушные цели, в том числе некоторые крылатые ракеты, и передавать данные о них на корабль.
Наибольший интерес для Армии США представляет возможность F-35 обмениваться данными с наземными комплексами, например, Patriot, для более точного наведения их вооружения. Летающие на некотором расстоянии от зенитных комплексов истребители позволят обнаруживать угрозу раньше, чем ее «увидят» наземные радары.
Ранее американская компания Lockheed Martin совместно с Морской пехотой США провела успешные испытания, в которых истребитель F-35 обнаружил беспилотный летательный аппарат и навел на него зенитную ракету SM-6. Эти испытания проводились на полигоне «Уайт-Сэндз» в Нью-Мексико.
В полете истребитель обменивался данными целеуказания с комплексом Desert Ship («Корабль пустыни»). Это наземный комплекс с корабельной боевой информационно-управляющей системой Aegis, созданный специально для испытаний новых комплектов модернизации и вооружения.
Разработка F-35 ведется с 2001 года. Самолет создается в трех базовых версиях: F-35A с обычным взлетом для ВВС, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для Морской пехоты и F-35C палубного базирования для ВМС. Помимо США истребители F-35 принять на вооружение намерены еще 11 стран, включая Австралию, Японию и Израиль.
Максимальная взлетная масса F-35 при длине 15,4 и размахе крыла 10,7 метра составляет 27,3 тонны. Самолет может развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет 845 километров. F-35 может нести ракеты, бомбы и авиапушки общей массой до 8,1 тонны — 6,8 тонны на шести подкрыльевых точках подвески и 1,3 тонны на двух пилонах во внутренних отсеках вооружения.
Василий Сычёв