В Греции завершились ремонт и реставрация броненосного крейсера «Георгиос Авероф», построенного в 1910 году. Как пишет bmpd, это единственный в мире уцелевший броненосный (не следует путать с бронепалубными) крейсер додредноутной эпохи. Греческий корабль прошел ремонт на судостроительной верфи Hellenic Shipyards в Скараманге недалеко от Афин, после чего вернулся в порт Фалера. Подробности о проведенных на корабле работах не уточняются. «Георгеос Авероф» откроется для посещения в середине сентября.
Эпохой дредноутов называют период в развитии мирового (в первую очередь европейского) военно-морского флота, начавшийся в 1906 году и условно завершившийся в 1930-х. В 1906 году в Великобритании на воду был спущен линейный корабль «Дредноут», в котором конструкторы существенно отступили от существовавших традиций строительства кораблей. Фактически, постройка «Дредноута» произвела революцию в военно-морском деле и через несколько лет после принятия корабля на вооружение линкоры дредноутного типа уже строили и другие страны.
При постройке «Дредноута» впервые в мире было решено отказаться от орудия промежуточного калибра и оставить только артиллерийские установки большого калибра (принцип «только больших пушек»). На корабле стояли десять орудий калибром 305 миллиметров и одна десантная пушка калибра 76 миллиметров. Британский линкор был первым в мире кораблем, оснащенным паротурбинной силовой установкой, позволявшей развивать ему большую скорость. Высокая скорость и крупный калибр давали «Дредноуту» преимущество в бою перед другими кораблями.
«Георгиос Авероф» был заложен в 1907 году и принят на вооружение в 1911-м. Корабль был построен в Италии на верфи Cantiere Navale Fratelli Orlando в Ливорно по проекту «Амальфи», разработанному в самом начале 1900-х годов. По этому же проекту раньше были построены два крейсера — «Пиза» и «Амальфи». Изначально крейсер строился для итальянского флота, однако в 1908 году военные от него отказались и корабль был выставлен на продажу.
В 1909 году власти Греции приобрели крейсер. Часть денег на покупку корабля власти взяли из Национального фонда пополнения флота, а другу часть — из особого резерва этого же фонда, сформированного в конце 1899 году по завещанию греческого судовладельца Георгиоса Аверофа. В его завещании говорилось, что власти могут потратить завещанные им деньги на покупку боевого корабля при том условии, что он получит его имя. «Георгиос Авероф» находился в составе греческого флота 41 год и все это время был флагманом.
За все время службы крейсер принял участие в нескольких войнах, включая Первую балканскую и Первую мировую войны. Во время второй мировой войны после начала немецкой оккупации Греции в апреле 1941 года «Георгиос Авероф» ушел в египетский порт в Александрии и поступил под командование англичан, после чего служил конвойным кораблем в Индийском океане. После освобождения Афин осенью 1944 года «Георгиос Авероф» вернулся в Грецию, привезя из изгнания греческое правительство.
Водоизмещение «Георгиоса Аверофа» составляет 10,7 тысячи тонн при длине 140,5 метра и ширине 21 метр. Крейсер оснащен двумя паровыми машинами тройного расширения с 22 паровыми котлами. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов, а дальность его хода составляла 2,5 тысячи морских миль. Крейсер был вооружен четырьмя сдвоенными артиллерийскими орудиями калибра 234 миллиметра, восемью орудиями калибра 190 миллиметров, 16 пушками калибра 6 миллиметров, восемью — 47 миллиметров, четырьмя пулеметами и тремя торпедными аппаратами.
Василий Сычёв