Комиссия по ценным бумагам и биржам США может разработать новые правила обращения ценных бумаг, по которым первичное размещение токенов (initial coin offering, ICO) будет приравнено к биржевому первичному размещению акций (initial public offering, IPO) и будет регулироваться по всем правилам биржевых торгов. Пока же комиссия призвала участников рынка, имеющих дела с токенами, добровольно соблюдать действующее биржевое законодательство.
Первичным размещением токенов называют выпуск какой-либо компанией (обычном стартапом) виртуальных ценных бумаг или валюты, которые уже продаются за реальные деньги. ICO является средством первичного привлечения инвестиций в тот или иной проект. Такая форма привлечения средств создана по аналогии с IPO (когда компания впервые размещает акции на торгах на бирже), однако законодательно пока никак не регулируется. При этом покупатели токенов, в отличие от покупателей акций, не имеют какого-либо права собственности.
Продажа токенов как правило проводится в защищенной блокчейном среде, подразумевающей анонимизацию покупателей, что идет вразрез с действующими правилами проведения IPO. По оценке Комиссии по ценным бумагам и биржам США, отсутствие регулирования в сфере ICO грозит всевозможными махинациями и мошенничеством. При этом покупатели токенов законодательно никак не защищены от неисполнения их эмитентом долговых обязательств (токен одновременно по сути является виртуальным аналогом облигации).
Согласно официальному предупреждению и готовящимся комиссией правилам, эмитенты токенов, использующие блокчейн, должны обязательно получать регистрацию у финансового регулятора, а все стороны сделки должны ее регистрировать. В будущем за неисполнение этих требований власти могут применять какие-либо санкции. В комиссии полагают, что это сделает все операции с токенами прозрачными с точки зрения раскрытия информации и обезопасит покупателей.
Поводом для выпуска предупреждения участникам рынка и разработки новых правил стали итоги расследования, проводившегося в отношении венчурного фонда The DAO, созданного в начале и закрывшегося в конце 2016 года. Этот фонд без регистрации продавал токены в обмен на криптовалюту Ether, подавая себя как краудфандинговый проект. В общей сложности фонду удалось привлечь криптовалюты на сумму, эквивалентную 152 миллионам долларов.
Вскоре после ICO фонд, управлявшийся программным обеспечением, взломали хакеры и похитили около трети всех привлеченных The DAO средств. Фонд The DAO числился в списках ряда виртуальных бирж, таких как Poloniex и Kraken, однако в конце 2016 года его убрали из листинга. По итогам рассмотрения дела The DAO, Комиссия по ценным бумагам и биржам США пришла к выводу, что токены, эмитированные фондом, являются ценными бумагами, а значит все операции с ними нужно было регистрировать. Санкций к основателям The DAO применено не будет.
Вероятно, вмешательство американского финансового регулятора в ICO в будущем может нанести удар по привлечению средств стартапами, для некоторых из которых эмиссия токенов является единственным средством получить стартовый капитал для развития деятельности. После инцидента с The DAO популярность ICO резко возросла. Так, благодаря первичному размещению токенов деньги собрал разработчик мессенджера Kik. Посредством ICO средства на разработку браузера Brave собрал и сооснователь Mozilla Брендан Эйк.
Василий Сычёв