Российская компания «Радар ММС» подготовила проект перспективного многоцелевого экраноплана «Чайка», который можно будет использовать для решения самых разнообразных задач: от грузоперевозок до разведки. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил исполнительный директор компании-разработчика Иван Анцев. По его словам, новый аппарат уже существует в виде макета, участвующего в лабораторных испытаниях.
Экранопланом называют судно, способное двигаться на небольшой высоте от земной или морской поверхности, «опираясь» на динамическую воздушную подушку, иначе называемую экраном. Экраноплан совмещает в себе свойства самолета и морского судна, хотя в морской классификации является судном.
От других судов экранопланы отличаются значительно более высокой скоростью, которая может превышать 250 узлов (около 460 километров в час). Кроме того, такие суда не требовательны к инфраструктуре и могут выполнять посадку на водную поверхность. Экранопланы также отличаются большой грузоподъемностью.
Проект нового экраноплана получил название «Чайка». Аппарат водоизмещением 54 тонны сможет перевозить пассажиров и грузы общей массой до 15 тонн. В настоящее время по проекту проводятся дополнительные расчеты и испытания уменьшенных моделей. Технические подробности о проекте не раскрываются. По словам Анцева, полноценный летный образец «Чайки» появится в 2019-2020 году.
В настоящее время нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева занимается разработкой проекта универсальной платформы океанского экраноплана, который сможет действовать вдали от суши. Взлетная масса перспективного судна составит около 500 тонн. Оно будет использоваться при проектировании судов для различных служб.
Проектированием экранопланов в 1950-1980-х годах активно занимался СССР. За это время было построено около 30 таких кораблей. Наиболее известными советскими экранопланами были транспортно-десантный «Орленок», ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» и экспериментальный «Каспийский монстр».
В вооруженных силах СССР экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Кроме того, разрабатывались и гражданские версии экранопланов, которые должны были взять на себя быструю перевозку людей и грузов.
Василий Сычёв