Музыкальное мастерство повысило активность зеркальных нейронов

Группа американских и датских ученых выяснила, что активность зон мозга, которые содержать зеркальные нейроны, при наблюдении за исполнением музыки зависит от того, насколько хорошо наблюдатель разбирается в технике игры. Зеркальные нейроны при наблюдении за игрой на фортепиано у музыкантов активируются сильнее, чем у людей без навыков игры на музыкальных инструментах. Статья опубликована в июльском номере журнала Brain & Cognition и доступна на сайте Science Direct.

Зеркальные нейроны — это особый вид нейронов, которые активируются и при выполнении действия, и при наблюдении за его выполнением кем-то другим. Первоначально они были обнаружены в премоторной коре головного мозга обезьян. У человека активность зеркальных нейронов чаще всего ассоциируется с верхней лобной извилиной, верхней височной извилиной и различными зонами моторной коры. Механизм и особенности такого вида активации все еще до конца не изучены.

Эксперимент был проведен при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) — метода нейровизуализации, который позволяет проследить за активностью отдельных зон головного мозга при выполнении какого-либо задания. В исследовании приняли участие две группы людей: четыре профессиональных музыканта и четыре человека, не умеющих играть на музыкальных инструментах.

Во время съемки фМРТ испытуемым показывали короткие видеофрагменты, на которых пианисты играли отрывки произведений для фортепиано, причем участники эксперимента слышали музыку, исполняемую в кадре. Для того чтобы внешность пианистов (например, черты лица, пол, возраст, цвет волос, одежды и так далее) не повлияли на результаты активации, движения исполнителей были записаны c помощью технологии захвата движения, и в при демонстрации видео использовались только условные человекообразные фигуры.

Результаты эксперимента показали, что активация зеркальных нейронов в дополнительной моторной коре, соматосенсорной зоне и средней височной извилине у профессиональных музыкантов была выше (p < 0.01), чем у не умеющих играть на музыкальных инструментах.

Видео делились на два типа: в одних пианисты в кадре должны были играть по нотам с максимальной точностью («правильный» режим), в других — просто играть, получая удовольствие от процесса (режим «наслаждения»). Ученые выяснили, что активация зеркальных нейронов у участников эксперимента из числа музыкантов оказалась выше при просмотре видео игры в режиме «наслаждения». Они объяснили это тем, что эмоциональная игра на музыкальном инструменте требует большего количества моторных движений, а наблюдение за ней ведет наблюдателя к более яркому представлению того, как сыграл бы он сам.

Малое количество испытуемых — четыре профессиональных пианиста и четыре обычных человека — было обусловлено тем, что для исследования требовались музыканты с высоким уровнем профессиональной подготовки. Ученые отмечают, что для того, чтобы получить более репрезентативные результаты подобного эксперимента, нужно увеличить выборку испытуемых, а также проверить гипотезу на музыкантах, играющих на других инструментах.

Ранее уже проводились

по изучению активации зеркальных нейронов у музыкантов при прослушивании музыки. О том, как отличается эмоциональная восприимчивость музыкантов и не музыкантов в ответ на аудио- и видео-стимулы, вы можете узнать из нашего

.

Елизавета Ивтушок