Исследование с использованием метода транскраниальной стимуляции белым шумом показало, что электростимуляция префронтальной коры головного мозга помогает детям с нарушениями способности к овладению математикой. Статья с отчетом британских специалистов по экспериментальной психологии из университетов Оксфорда, Кембриджа и Лондона опубликована на сайте Nature.
Электростимуляция головного мозга — это метод использования слабых электрических импульсов прямого или переменного тока для модуляции синхронизированной активности отдельной группы нейронов. Такой метод широко применяется в исследованиях нейропластичности — способности мозга изменяться с течением времени, строить новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные в результате неврологических заболеваний или повреждений ткани головного мозга.
Большинство методов электростимуляции головного мозга, применяемых на людях, безболезненны, безопасны и неинвазивны: процесс происходит без прямого контакта с корой больших полушарий. Исключением служит глубокая мозговая стимуляция (deep brain stimulation, коротко DBS), при которой электроды вставляют в мозг через маленькие отверстия в черепе. Этот метод используется только при реабилитации пациентов с тяжелыми формами таких неврологических заболеваний, как болезнь Паркинсона и синдром Туретта.
Транскраниальная стимуляция случайным шумом (transcranial random noise stimulation, коротко tRNS) — это метод неинвазивной электростимуляции головного мозга, при котором на мозг воздействуют разрядами электрического тока случайной частоты. Эта методология появилась недавно и еще не так подробно изучена и не так широко используется, однако отдельные исследования доказывают ее важную роль в улучшении когнитивных способностей в процессе обучения.
Авторы нового исследования выяснили, что воздействие tRNS на дорсолатеральную часть префронтальной коры, которая отвечает за управление мыслительной и моторной активностью, играет большую роль при когнитивном обучении детей с нарушениями способности к овладению математикой.
В исследовании приняли участие 12 детей, которых разделили на две группы: одна группа получала электростимуляцию, вторая получала плацебо — вид «пустой» стимуляции, который по ощущениям ничем не отличается от настоящей, но не имеет никакого эффекта. В течение пяти недель, два раза в неделю, они выполняли задания следующего рода. Детей ставили перед экраном с изображенным на нем числовым отрезком определенной длины (например, от 1 до 10) и показывали отдельные цифры, входящие в диапазон этого отрезка. Задача детей заключалась в том, чтобы правильно расположить цифры. Специальная камера фиксировала ответы детей.
При интерпретации результатов проведенного дисперсионного анализа, ученые выяснили, что динамика ежедневного среднего показателя допущенных ошибок в каждой группе испытуемых статистически значимо (p < 0.001) указывала в пользу тех детей, которые получали электростимуляцию.
Повышение точности при выполнении этого задания также повлияло на успехи в математике: дети, получавшие электростимуляцию, улучшили свои результаты при выполнении стандартизированного математического теста, который выявляет соответствие знаний определенному возрасту.
Что касается этической стороны вопроса, то ученые отметили, что ни один из участников эксперимента не испытывал дискомфорта при получении стимуляции или плацебо.
Концепция улучшение когнитивных способностей с помощью неинвазивной стимуляции головного мозга не нова. Однако дискуссии относительно эффективности стимуляции, ввиду недостатка эмпирических доказательств, продолжаются.