Французская компания Onera показала модель своего перспективного простого в управлении и навигации полностью электрического самолета Ampere. Как пишет Aviation Week, эта модель уже прошла первый этап продувочных испытаний в аэродинамической трубе. По сравнению с первыми изображениями нового самолета представленная модель имеет множество отличий.
Проекты электрических летательных аппаратов сегодня очень популярны у разработчиков. Одним из положительных качеств такой техники является большая свобода при конструировании. Дело в том, что электромоторы могут иметь любые размеры, а это снимает некоторые ограничения на их размещение на планере.
Кроме того, использование электрической тяги отчасти упрощает проектирование летательных аппаратов. Например, отказ от двигателей внутреннего сгорания (реактивных или поршневых) избавляет от необходимости проектировать топливную и масляную системы. Наконец, электрические самолеты и вертолеты считаются безопасными с точки зрения экологии.
Представленная компанией Onera модель имеет классическую самолетную компоновку с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. На верхней плоскости крыла на его передней кромке размещены 32 небольших электровентилятора.
По оценке разработчиков, такое расположение вентиляторов позволяет увеличить подъемную силу крыла за счет существенного ускорения воздушного потока на его верхней поверхности. Кроме того, раздельное управление вентиляторами позволит лучше управлять самолетом в воздухе.
Согласно проекту, Ampere будет шестиместным самолетом с дальностью полета около 500 километров. Вырабатывать электричество на борту самолета будут водородные топливные элементы. От них будут питаться бортовые системы и электромоторы, а также заряжаться аккумуляторы. Последние будут покрывать дефицит мощности во взлетном режиме.
Французская компания ожидает, что коммерческая эксплуатация нового электрического самолета начнется в конце 2020-х годов. На основе Ampere планируется разработать увеличенную версию пассажирского самолета, который сможет перевозить от 50 до 80 пассажиров на расстояние до 1,5 тысячи километров.
Проект электрического самолета Ampere был представлен в октябре прошлого года. Изначально планировалось создать низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и удлиненным передним горизонтальным оперением. На правой и левой консолях крыла на верхней поверхности на передней кромке планировалось расположить по 16-20 небольших электровентиляторов.
Тогда же заявлялось, что пилотировать Ampere будет проще, чем обычный легкий самолет, благодаря специальному программному обеспечению. Кроме того, на самолет планируется установить навигационное оборудование с упрощенным графическим отображением.
Ожидается, что Ampere будет тише обычных легких самолетов. Дело в том, что небольшие электровентиляторы будут издавать более высокочастотный шум, чем обычные авиационные двигатели. Такой шум будет быстро терять интенсивность на расстоянии. Малая шумность, в свою очередь, позволит использовать Ampere на взлетно-посадочных полосах в городе.
В конце июня текущего года израильский стартап Eviation Aircraft представил проект нового полностью электрического регионального пассажирского самолета Alice. Его первый испытательный полет пока запланирован на четвертый квартал 2018 года. Новый аппарат получит три электромотора с толкающими воздушными винтами и аккумуляторную батарею достаточной емкости для коротких региональных перелетов.
Длина самолета Alice составит 12 метров. Он сможет перевозить до девяти пассажиров. Управлять самолетом будут двое пилотов. Предполагается, что аппарат получит удлиненное крыло небольшой стреловидности с размахом 13,5 метра и V-образное хвостовое оперение. Электромоторы с толкающими воздушными винтами будут установлены по одному на законцовках крыла и в хвостовой части.
Масса пустого самолета Alice составит 5,3 тонны. Первая версия регионального самолета, которая появится в 2018 году, получит аккумуляторную батарею емкостью 980 киловатт-часов. Первые версии Alice смогут выполнять полеты на расстояние до 560 километров на скорости до 250 узлов (около 520 километров в час).
Василий Сычёв