Американские ученые зарегистрировали в Арканзасе грибковую эпизоотию, поразившую жуков из семейства мягкотелок (Cantharidae). Они также обнаружили, что патогенный грибок превращает самок насекомых в «зомби», с которыми пытаются спариваться самцы, заражаясь при этом инфекцией. Результаты работы опубликованы в Journal of Invertebrate Pathology.
Многие паразитические грибки известны тем, что управляют предсмертным поведением зараженных насекомых с целью распространения своих спор — это явление называется адаптивной манипуляцией. В большинстве случаев она заключается в фиксации насекомого к растению ногами, челюстями или отростками самого грибка, что повышает вероятность контакта со здоровыми представителями того же вида. Одну из самых изощренных тактик использует тропический грибок кордицепс однобокий: зараженные им муравьи-древоточцы покидают свою колонию, заползают на дерево и закрепляются на листе, вцепляясь челюстями в центральную жилку. После этого грибок прорастает во все тело насекомого и выпускает из его головы длинное плодовое тело, необходимое для полового размножения (к слову, эти плодовые тела считаются ценным лекарством в традиционной восточноазиатской медицине). Как правило, грибки активно воздействуют на насекомых только до гибели последних.
Сотрудники Университета Арканзаса и Корнелловского университета осенью 1996 года собрали 446 образцов живых и мертвых жуков золотарниковых мягкотелок (Chauliognathus pensylvanicus). Они обнаружили, что 90 из них, или 20,2 процента, заражены зигомицетовым грибком Eryniopsis lampyridarum из семейства энтомофторовых. У 57 процентов зараженных насекомых грибок продуцировал конидии (споры бесполого размножения), у 23 процентов — «спящие» споры, и у 20 процентов — гифы (нитевидные структуры, поглощающие питательные вещества). Высокий уровень заражения жуков был зарегистрирован впоследствии в осенние сезоны 2001, 2015 и 2016 годов.
Золотарниковые мягкотелки питаются цветками определенных видов растений — канадского золотарника и нескольких других; там же происходит их спаривание. E. lampyridarum обитает на тех же цветках, заражая насекомых. После заражения жук впивается челюстями в цветок, становится неподвижным и умирает. Самое необычное ученые пронаблюдали потом: спустя 15–22 часа под действием грибка мертвое насекомое расправляет надкрылья и крылья, при этом его брюшко увеличивается в объеме и через него проступают грибковые конидиофоры с конидиями. Если это происходит с самкой, расположение на цветке, расправленные крылья и крупное брюшко служат признаком готовности к размножению. При попытке спариться с ней самцы контактируют со спорами паразита, заражаются и распространяют инфекцию.
Авторы работы планируют продолжить изучение взаимоотношений грибка и мягкотелок. В частности, они намерены проверить, снизится ли вероятность заражения от мертвого насекомого, если его крылья зафиксировать в сложенном положении.
В последнее время ученые зарегистрировали еще несколько любопытных примеров воздействия паразитов на своих хозяев. Так, японские биологи обнаружили, что личинки одного из видов наездников не только используют своих хозяев — пауков-кругопрядов — в качестве пищи, но и заставляют их плести для себя коконы. Корейские исследователи выяснили, что зараженные грибками — возбудителями хитридиомикоза самцы квакш издают более интенсивный брачный зов, привлекая больше самок и способствуя распространению инфекции.
Узнать о других случаях «зомбирования» в животном мире и о том, как могла бы быть устроена биология человекообразных зомби (на примере вихтов и белых ходоков из «Игры престолов»), можно из нашего материала.
Олег Лищук