Подразделение Project Wing американского холдинга Alphabet совместно с NASA и Федеральным управлением гражданской авиации США провело испытания собственной диспетчерской системы для дронов. Согласно записи в блоге подразделения, испытания, во время которых полеты в едином воздушном пространстве осуществляли шесть беспилотников, признали успешными.
Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они могли представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов.
Разные производители пытаются сделать полеты беспилотников безопасными с помощью разных методов. Одни предусматривают указание запретных для полетов зон в программном обеспечении дронов, другие — создание систем уклонения от столкновения в воздухе, третьи — использование системы автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B), передающей данные о местоположении аппарата.
Диспетчерская система Alphabet предусматривает получение данных о пространственном положении дронов и расчет оптимальных для них траекторий полета в режиме реального времени. Это позволит множеству аппаратов выполнять полеты в едином воздушном пространстве, не сталкиваясь друг с другом, зданиями и ландшафтом и не попадая в зоны с неподходящими летными условиями.
Испытания диспетчерской системы проводились в Калифорнии. В них использовались три беспилотника, разработанных подразделением Project Wing, два дрона Intel Aero и один DJI Inspire. Дроны Intel управлялись сотрудниками компании дистанционно посредством сетей LTE. Оператор DJI Inspire присутствовал на полигоне, как и операторы Project Wing.
Согласно сценарию дроны Aero и Inspire были задействованы в поисково-спасательной операции, а аппараты Project Wing выполняли доставку посылок. Во время испытаний диспетчерская система автоматически распределяла приоритет для дронов и в режиме реального времени рассчитывала новые траектории полета для беспилотников, чтобы они не столкнулись друг с другом.
Новая диспетчерская система работает на базе трех сервисов компании Google («дочка» холдинга Alphabet): Maps, Earth и Street View. В перспективе для повышения производительности диспетчерской системы планируется использовать облачные вычисления. Каким образом производилось взаимодействие диспетчерской системы с операторами дронов и самими аппаратами, не уточняется.
В октябре прошлого года NASA испытало собственную диспетчерскую систему для беспилотников. В испытаниях использовались в общей сложности 11 беспилотников самолетного и вертолетного типов. Предполагается, что новая система будет полезной в первую очередь для экстренных служб, использующих в поисково-спасательных операциях беспилотники.
В UTM предполагается использование центрального сервера обработки данных и специальных пультов управления дронами. Эти пульты передают на сервер информацию о взлете и посадке беспилотника, запланированном маршруте его полета, высоте и координатах аппарата. На основе эти данных система дает разрешение на взлет другим аппаратам или предлагает пересмотреть маршрут.
Это были уже третьи испытания диспетчерской системы. Предыдущие состоялись в апреле текущего года, а первые — в 2015 году. В апреле в испытаниях одновременно участвовали 22 аппарата. Во время испытаний операторы беспилотников вводили запланированные полетные данные о своих беспилотниках, включая район полетов, в систему.
Первые испытания были статичными — система работала только с уже заявленными маршрутами, проверяя все полученные данные на возможные конфликты, принимая или отклоняя полетные планы и выдавая предупреждения операторам о возможных сложностях. Испытания, проведенные в октябре 2016 года, предусматривали динамическую проверку системы постоянно обновляемыми данными.
Василий Сычёв