Психологи из Государственного Университета Нью-Йорка (США) протестировали способность волнистых попугаев различать слоги человеческой речи при изменяющихся параметрах звука. Попугаи справились с этой задачей наравне с людьми, вне зависимости от того, слышали они ранее человеческую речь или нет. Распознавание звуков речи, сделали вывод ученые, осуществляется по механизму, общему для распознавания любых звуков, и не зависит от умения говорить. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.
Для успешной коммуникации мало уметь говорить, нужно еще уметь воспринимать речь и различать ее элементы. Существуют две теории, объясняющие эту способность. Одна из них гласит, что способность к различению звуков речи является следствием наличия развитого речевого аппарата и является привилегией человека. Вторая утверждает, что звуки речи воспринимаются по тому же механизму, что и все остальные звуки, и потому способность распознавать речевые сигналы присуща многим животным.
Речевые сигналы — комплексные звуки со множеством физических характеристик, которые важны для их восприятия. Каждый сигнал имеет определенный спектр частот, амплитуду и длительность. Например, для различения звонких и глухих смычных согласных (д-т, б-п, г-к) важна такая компонента сигнала, как время начала голоса — интервал между смычкой губ при произнесении звука и началом вибрации голосовых связок. Для восприятия гласных звуков важно положение формант — максимумов на частотном спектре, которые определяются вибрацией связок. При распознавании слогов важны обе эти компоненты.
Способность правильно воспринимать речевые сигналы, несмотря на изменения одной из компонент, — одна из особенностей человеческого восприятия речи. В новом исследовании ученые решили выяснить, способны ли к этому волнистые попугаи Melopsittacus undulatus. Согласно исходной гипотезе, птицы должны были различать звуки «д» и «т» в слогах, но изменение одной из компонент стимула, а именно главной форманты, должно было ухудшить результат. В то же время, изменение компоненты не должно было смутить птиц, знакомых с человеческой речью.
В эксперименте участвовали 25 волнистых попугайчиков, которых еще до вылупления разделили на четыре группы. Одну из групп полностью изолировали от людей, вторую держали в виварии, где птицы могли слышать разговоры присутствующих там людей, а третью группу целенаправленно учили говорить. Четвертую группу учили говорить слова, содержащие слоги «да», «та», «ди», «ти». Также ученые набрали группу студентов-добровольцев, которые должны были выполнять то же задание, что и попугаи. Подопытным давали прослушивать программно синтезированные слоги с увеличивающимся временем начала голоса и формантой с одной из двух частот, низкой или высокой. Птицы должны были выбрать, соответствует согласный звук слогу «да» или «та», и клюнуть по одной из двух кнопок. За правильный ответ попугай получал вознаграждение.
Оказалось, что предварительное знакомство с человеческой речью не играет никакой роли в различении слогов. Попугаи из всех четырех групп одинаково хорошо справлялись с заданием, успешно отличая «д» и «т» вне зависимости от изменения форманты гласного звука — почти так же эффективно, как люди. Таким образом, эксперимент показал, что люди не уникальны в своей способности различать речевые сигналы и что предшествующий опыт восприятия речи, и тем более умение говорить, для этого не требуется.
Способность попугаев воспринимать звуки человеческой речи известна давно. Некоторые ученые даже утверждали, что попугаи могут также понимать смысл сказанного человеком. Так, известный американский специалист по проблемам мышления животных Ирэн Пеппенберг демонстрировала своего попугая Алекса, который умел считать и отвечал на заданные ему вопросы о количестве, цвете и форме предъявляемых ему объектов. О высоком интеллекте попугаев вазу (Coracopsis vasa) свидетельствует, например, их способность изготавливать примитивные орудия труда.
Дарья Спасская