Переливание плазмы молодых людей снизило уровень биомаркеров риска рака, сердечно-сосудистых заболеваний и болезни Альцгеймера у людей старшего возраста. Об этом рассказал изданию New Scientist основатель стартапа Ambrosia Джесси Кармазин (Jesse Karmazin) перед тем как представить предварительные результаты проводимых клинических испытаний на конференции Code Conference 2017 в Лос-Анджелесе.
Идея испытаний зародилась в результате экспериментов по парабиозу, в которых объединение систем кровообращения молодых и старых животных улучшало физическое состояние последних. Ряд исследований (1, 2, 3) проведенных в лаборатории Эмми Уэйджерс (Amy Wagers) из Гарвардского университета, продемонстрировали аналогичный эффект от переливания плазмы (жидкой части крови, лишенной клеток) молодых животных.
Ambrosia начала открытые неконтролируемые клинические испытания в августе 2016 года. Их участникам в возрасте 35 лет и старше в течение двух дней переливают 1,5 литра плазмы, забранной у людей в возрасте от 16 до 25 лет. Перед переливанием и через месяц после него добровольцам проводят анализы на более чем 100 биомаркеров различных возрастных изменений и заболеваний. Испытания финансируют сами участники — стоимость процедуры составляет 8000 долларов. К настоящему времени экспериментальную терапию и результаты анализов получили 70 человек, всего в испытания планируется включить 600 добровольцев до 2018 года.
По словам Кармазина, после переливания в крови пациентов изменились уровни ряда биомаркеров. Во-первых, у них в среднем на 20 процентов снизилась концентрация раково-эмбриональных антигенов (CEA). Эти гликопротеины, участвующие в клеточной адгезии, синтезируются в желудочно-кишечном тракте плода, но после рождения их продукция прекращается, и в крови взрослых они присутствуют в следовых количествах. Однако их уровень повышается при некоторых видах рака, воспалительных заболеваниях и у злостных курильщиков. Насколько 20-процентное снижение уровня CEA влияет на риск развития рака, неизвестно.
Во-вторых, у участников наблюдалось снижение уровня холестерина в среднем на 10 процентов. Это снижает риск развития атеросклероза и ишемической болезни сердца.
И, в-третьих, исследовательский коллектив наблюдал 20-процентное снижение концентрации амилоида в крови участников. Этот белок в виде бляшек накапливается в мозге при болезни Альцгеймера. Кармазин рассказал, что состояние одного из участников — 55-летнего мужчины с этим заболеванием — улучшилось настолько, что ему снова разрешили управлять автомобилем. У женщины старше него, также страдающей болезнью Альцгеймера, улучшение наступало медленнее и было не столь значительным.
Кармазин также сообщил, что эффект переливания имеет разную продолжительность: некоторые участники продолжают чувствовать себя лучше спустя девять месяцев после процедуры, у других состояние возвратилось к исходному уровню за несколько месяцев. При этом очевидной зависимости силы и длительности эффекта от возраста участников не наблюдалось. По оценкам Кармазина, оптимальная частота переливания плазмы составляет в среднем два раза в год. Он также считает, что за оздоровляющий и омолаживающий эффект плазмы молодых людей отвечает комплексное воздействие ее компонентов, а не отдельные биохимические факторы, однако доказательств этой точки зрения не приводит.
Работа Кармазина начала вызывать поток критики еще с момента анонсирования испытаний. В частности, эксперты называли неэтичным то, что добровольцы платят (и немало) за участие в них. Также сомнения вызывает достоверность получаемых результатов, поскольку испытания не являются слепыми (то есть не исключен субъективный фактор исследователей и участников) и в них отсутствует плацебо-контроль. При этом эффект плацебо в данном случае может играть большую роль: во-первых, считается, что он тем сильнее, чем выше стоимость процедуры, а во-вторых, на методику переливания «молодой» плазмы изначально возлагаются большие надежды.
Кармазин объясняет отсутствие контрольной группы тем, что люди не захотели бы платить тысячи долларов, зная, что могут получить «пустышку». Он также отметил, что при регистрации клинические испытания прошли рассмотрение этического совета.
Олег Лищук