Лаборатория Фонда перспективных исследований России разработала прототип системы, в чем-то похожий на нервную систему живого организма. Об этом в интервью агентству «Интерфакс» заявил руководитель лаборатории Андрей Носов. По его словам, новая система разрабатывается для перспективной авиационной техники и новых роботов.
Летательные аппараты становятся все сложнее и для обеспечения безопасности их полетов разрабатываются новые системы, позволяющие проводить диагностику всего бортового оборудования: от двигателей до конструкции планера.
Новая система для авиатехники представляет собой сеть оптоволоконных акустических и деформационных датчиков, соединенных с блоком диагностики. Датчики можно либо внедрять в структуру композиционного материала на этапе производства, либо наклеивать на поверхность корпуса летательного аппарата. В полете датчики могут определять деформацию корпуса или его повреждение.
«В полете производится экспресс-анализ. Если нагрузка выходит за рамки установленного порога, блок автоматически дает сигнал пилоту, перед которым на панели управления загорается желтый или красный индикатор, в зависимости от степени проблемы», — рассказал Носов.
После приземления накопленные системой диагностики данные можно загрузить на внешний носитель информации и провести их более детальный анализ. Испытания прототипа «нервной системы» для авиационной техники уже проводятся на демонстраторе технологий скоростного вертолета.
В настоящее время проводится подготовка к испытаниям диагностической системы на вертолетной лопасти. По словам Носова, новой разработкой уже заинтересовались «Туполев», «Сухой», «Иркут», Московский вертолетный завод, «Камов» и группа компаний «Кронштадт».
В феврале прошлого года аналогичную разработку испытал Германский авиакосмический центр. В испытаниях использовалась секция фюзеляжа с дверным проемом, выполненная из композиционных материалов. Размер этой секции составил пять на семь метров. В структуру секции интегрировали в общей сложности 584 датчика, контролировавших состояние детали.
Во время испытаний система сенсоров сумела определить тип и расположение повреждения. Система использует ультразвуковые волны для оценки состояния конструкции. При нажатии кнопки самодиагностики в композитной конструкции срабатывают ультразвуковые излучатели. Их сигнал принимают датчики. Если в структуре есть повреждение, оно будет отклонять ультразвук или задерживать его прохождение.
Ранее похожую систему планировала использовать японская компания Mitsubishi в своем истребителе — демонстраторе технологий X-2 (ATD-X Shinshin). Она должна была стать частью технологии самовосстановления управления полетом.
Ее суть заключается в том, что бортовой компьютер сможет определять полученные повреждения различных аэродинамических элементов конструкции самолета. Затем на основе полученных данных о повреждениях бортовой компьютер корректировал бы работу оставшихся аэродинамических элементов таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить управляемость боевого самолета.
Василий Сычёв