Знание генетики улучшает понимание, но не принятие эволюции

Британские исследователи, обеспокоенные низким уровнем понимания теории эволюции среди населения, провели масштабный эксперимент в средних школах, чтобы проверить, улучшит ли понимание идей эволюции предварительное обучение школьников генетике. Несмотря на то, что после эксперимента знание школьниками как генетики, так и теории эволюции возросло, понимание основ генетики оказалось не связано с признанием учащимися идей эволюции. В попытках объяснить феномен ученые обнаружили, что решающую роль в этом вопросе играет авторитетный источник информации. Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.

Несмотря на то, что «ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции», как назвал свое эссе знаменитый генетик Ф.Г. Добжанский, преподавание теории эволюции в школах оставляет желать лучшего. Виной тому могут быть разные причины — непродуманная программа по естественно-научным дисциплинам, недостаточная компетентность учителей, а в некоторых странах даже негативное влияние религиозных организаций. В результате после окончания школы многие люди слабо представляют себе идеи эволюции и не понимают, почему «теория эволюции» это не предположение, а набор хорошо доказанных фактов, на которых основываются современная биология и медицина.

В Великобритании теория эволюции входит в обязательный курс естествознания и преподается в средней школе учащимся 14–16 лет, так же как и генетика. Однако форма и порядок преподавания этих предметов остаются на усмотрение школы или конкретного учителя. Учитывая, что базовые положения синтетической теории эволюции имеют под собой генетические основы, авторы исследования утверждают, что преподавание генетики школьникам должно предшествовать преподаванию теории эволюции. Чтобы подтвердить это предположение, в 23 школах Великобритании был проведен масштабный эксперимент по преподаванию обеих дисциплин, в котором приняли участие 1886 учащихся 78 классов. Методика была очень простой: половине школьников преподавали сначала генетику, а потом теорию эволюции, а половине наоборот. При этом исследователи никак не оценивали и не контролировали качество преподавания тем или иным учителем. Для оценки знаний был составлен опросник, включающий 25 заданий, шесть из которых были посвящены генетике, шесть — теории эволюции, а тринадцать пунктов должны были оценить принятие школьниками идей эволюции. В последний раздел входили утверждения типа «Первые люди жили на Земле одновременно с динозаврами», «Возраст Земли составляет 4–5 миллиардов лет», «Ученые сомневаются в положениях теории эволюции», с которыми нужно было согласиться или не согласиться. Школьники заполняли опросник до начала курса, сразу после, и по прошествии нескольких месяцев после курсов генетики и теории эволюции.

После курса теории эволюции средний балл учеников по этой дисциплине ожидаемо вырос, так же как и по генетике после курса генетики, — учеба в школе оказалась не так уж бесполезна. Средний балл по теории эволюции оказался выше, если школьники сначала изучали генетику, а потом эволюцию, чем в противном случае. Таким образом, знание основ генетики действительно улучшает понимание теории эволюции. Что касается принятия идей эволюции, увеличения уровня которого в конечном итоге добивались методисты, то результаты оказались несколько парадоксальными. До изучения предметов три четверти британских учащихся были уверены, что эволюция это факт, и только один процент отрицал ее, остальные же скорее не определились. Изучение теории эволюции уменьшило количество неопределившихся, и уже 85 процентов школьников были согласны с доказательствами эволюции. Однако очередность изучения предметов при этом не имела значения, — несмотря на то, что знание генетики положительно повлияло на понимание эволюции, оно никак не повлияло на уровень ее принятия.

В попытке объяснить этот факт исследователи дополнительно опросили учащихся, по какой причине они согласны с положениями теории эволюции. Многие ответы оказались типа «Мне сказали об этом родители», «Я слышал об этом по телевизору от Дэвида Аттенборо» и даже «Папа Римский признал эволюцию, поэтому я тоже готов признать». Таким образом, большее значение для подростков в этом вопросе имело не собственное понимание предмета, но мнение авторитетного для них источника.

По итогам исследования методисты предлагают простой и бесплатный способ увеличить качество преподавания теории эволюции в школе: нужно просто преподавать ее после курса генетики. Однако если учитель не имеет у школьников никакого авторитета, этот способ вряд ли поможет.

Дарья Спасская