Юные мармозетки продемонстрировали способность обучаться «языку»

Ученые из Принстоновского университета выяснили, что родители маленьких мармозеток учат своих детей «разговаривать». Они слушают своих детей, и когда те издают похожие на взрослые звуки, отвечают им, и благодаря этому детеныши запоминают, что правильно, а что нет. Искуственная симуляция «учителя», который реагирует на правильные крики детенышей, позволила ускорить процесс их обучения. Исследование опубликовано в Current Biology.

Мармозетки — маленькие обезьяны из семейства игрунковые. Они обитают в Южной Америке и находятся в списке охраняемых видов. Длина их тела составляет около двадцати сантиметров, вместо ногтей у них на пальцах растут когти, а мозг относительно примитивен. Они обитают в Южной Америке и живут небольшими группами, часто со сложными полигамными отношениями внутри. У них рождаются, как правило, близнецы, что делает их удобной моделью для близнецовых исследований приматов, хотя они, как правило, и не гомозиготные.

Мармозетки общаются с помощью пронзительных криков. При этом собеседники обычно не видят друг друга, и говорят по очереди, издавая протяжные звуки «фиии». Ученые заметили, что маленькие мармозетки, которые вначале издают невнятные звуки, не совсем похожие на взрослые, слушают голоса родителей и пытаются их повторять, причем разные обезьяны научаются это делать хорошо в разном возрасте. Кроме того, мармозетки, выросшие в отдельности от родителей, гораздо медленнее и хуже общаются с помощью звуков. До сих пор считалось, что единственные приматы, которые учат своих детей «разговаривать» — это люди, а у остальных крики не меняются в зависимости от внешних факторов, и являются некой самостоятельной способностью, на которую не влияют ни социальная изоляция, ни глухота, ни отсутствие родителей.

Для того, чтобы подтвердить гипотезу о такого рода обучении, ученые исследовали способности воспринимать звуки у трех пар новорожденных близнецов мармозеток Callithrix jacchus. В течение двух месяцев они каждый день устраивали им тридцатиминутный сеанс общения с «учителем», который был представлен реагирующей на крики записью голосов взрослых мармозеток. Мамины и папины крики на записи чередовались каждый день. У одного из близнецов учитель был «хороший», и он быстро «реагировал» на каждый правильный возглас детеныша, издавая через секунду ответный взрослый крик. На верные крики второго близнеца «плохой» учитель отвечал только в 10 процентах случаев. Остальное время детеныши проводили с родителями.

После 36 дней все детеныши издавали взрослые звуки, но те, которых обучал «хороший» учитель, начинали гораздо быстрее «разговаривать» все правильнее и правильнее. Для того, чтобы учесть разницу в развитии близнецов, ученые сделали, в частности, поправку на разницу в их весе, но она не отразилась на значимости результатов. Суммарное количество звуков, которые услышали мармозетки, тоже не влияло на них. Видимо, ключевой момент обучения заключается именно в ежедневных постоянных тренировках. Эти данные перекликаются с исследованиями, касающимися обучению речи человеческих детей.

Мармозетки — очень социальные животные, и не первый раз являются объектом изучения взаимодействия между особями в группах. Раньше мы рассказывали, как на этих игрунковых исследовали действие окситоцина. Ученые предполагают, что детеныши научаются «говорить» прежде всего для того, чтобы просить о помощи и еде, и важным этапом, когда им это может понадобиться, является «подростковый период». В возрасте 1-2 месяца они начинают потихоньку добывать себе пищу сами, но им может быть нужно руководство взрослых, причем необязательно родителей.

Анна Казнадзей