Пресс-служба Института археологии и этнографии СО РАН сообщает, что клад с уникальными предметами, найденный в районе устья реки Казым в 2014 году, принадлежал носителям ранее не известной археологической культуры I века до нашей эры.
Клад, на основании которого было сделано открытие, нашел ямальский рыбак Андрей Черемин, когда выкапывал червей летом 2014 года. Найденные уникальные бронзовые зеркала-погремушки, две чаши и несколько серебряных дисков — всего двадцать пять предметов — он передал в районный краеведческий музей.
За прошедшие годы исследователи из Сибирского отделения Академии наук успели отреставрировать и подробно изучить все предметы клада. Оказалось, что наибольший интерес для науки представляют несколько круглых литых бронзовых дисков с остроконечным навершием. Археологи считают, что эти диски — задние части знаменитых индийских зеркал-погремушек аналогичной формы. Ранее шесть таких зеркал археологи обнаружили в женских погребениях V–III веков до нашей эры на Алтае и на юге Новосибирской области.
Несколько дисков орнаментированы. На одном из них изображены сцены с участием мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами, среди которых идентифицированы битва жеребцов за кобылу и воссоединение кобылы и жеребца у цветка-алтаря.
В центре дисков из Южной Сибири, так же как и на дисках из Казымского клада, располагался полый конус. Согласно реконструкции археологов, это вершина Мира, а вокруг нее — значимые для культа сцены: жрицы в окружении лотосов, сцены из жизни священных животных: индийского слона, ланей и антилоп.
Однако, в отличие от обнаруженных ранее шести зеркал, которые, как считается, были изготовлены в Индии, эти предметы оказались литыми, а не коваными, и рисунок на них выгравирован, а не отчеканен. Как считает Петр Шульга, автор исследования, эти диски могли производиться начиная с середины III века до нашей эры в переднеазиатских ремесленных центрах, копировавших индийские зеркала-погремушки, но уже в своей традиции. А во II–I веках до нашей эры своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был воспринят культурой населения Нижней Оби и потом еще несколько столетий воспроизводился на различных бляхах и пряжках. Об этом свидетельствуют и остальные диски того же Казымского клада — они практически лишены орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский звериный стиль.
Ранее археологи не встречали артефактов с рисунками, выполненными в этой технике. Предполагается, что они сделаны носителями ранее неизвестной культуры.
Как сообщает ТАСС, сейчас артефакты из Казымского клада находятся в частной коллекции, из-за чего доступ к ним ограничен, но одно из аналогичных зеркал можно увидеть в алтайском зале Эрмитажа.
Елизавета Власова