Россия и Китай занялись проектированием конкурента Boeing 777

Российская Объединенная авиастроительная корпорация и китайская COMAC приступили к эскизному проектированию перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета C929, позиционируемого разработчиками в качестве конкурента пассажирским самолетам Boeing 777 и A330. Как пишет Aviation Week, этот этап разработки планируется завершить до конца 2018 года. Как ожидается, первый полет нового самолета состоится в ближайшие семь лет, а первый серийный C929 может быть поставлен заказчику в 2027 году.

Традиционно на мировом рынке широкофюзеляжных пассажирских самолетов доминируют американский авиастроительный концерн Boeing и европейский Airbus. СССР, а позже и Россия, на разработке и производстве дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов не специализировались. В 1988 году был разработан первый советский лайнер такого класса — Ил-96. Его производство ведется с 1993 года. Всего выпущено 29 Ил-96. Их используют специальный летный отряд «Россия» и кубинская авиакомпания Cubana. В настоящее время летают всего 16 Ил-96.

Предварительное соглашение о разработке российско-китайского самолета C929 было подписано в 2014 году, а основной договор — в июне 2016 года. По предварительной оценке, C929 будет рассчитан на перевозку до 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч километров. Лайнер планируется оснастить двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов. Не исключено, что на позднем этапе C929 будет оснащен новым российским двигателем ПД-35.

Для сравнения, лайнер A330 в зависимости от версии рассчитан на перевозку от 246 до 300 пассажиров на расстояние до 13,5 тысячи километров. Лайнер может выполнять полеты на скорости до 0,82 числа Маха. Самолет оснащается тремя типами двигателей американских компаний General Electric, Pratt & Whitney и британской Rolls-Royce. Как ожидается, General Electric и Pratt & Whitney будут поставлять двигатели и для первых серийных самолетов C929.

Как отмечает Aviation Week, стороны пока окончательно не согласовали название нового самолета. C929 — рабочее название, с которым российская сторона не согласна. Дело в том, что обозначения, начинающиеся латинской буквой «C», присваиваются китайской корпорацией COMAC самолетам собственных разработки и производства. Российская сторона, участвующая в проекте, обозначает разработку как ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет).

Специалисты Объединенной авиастроительной корпорации в рамках проекта разработают композитное крыло, механизацию крыла, систему подвески двигателей и основное посадочное шасси. В свою очередь китайские конструкторы отвечают за разработку нескольких секций фюзеляжа, горизонтальных и вертикальных стабилизаторов, носовой обтекатель и носовое шасси. В целом новый лайнер будет не меньше чем на 50 процентов состоять из композиционных материалов.

В начале мая текущего года в Китае выполнил первый полет самолет C919, крупнейший авиалайнер, спроектированный и построенный в Китае. Испытания лайнера признали успешными. Во время первого полета самолет поднялся на высоту трех тысяч метров. Летчики-испытатели проверяли работу систем управления, бортовое оборудование, двигатели, управляемость. В общей сложности проверки проходили по 15 параметрам. Все проведенные проверки на самолете признаны успешными. Перед первым полетом C919 прошел рулежные испытания.

Первый пассажирский рейс новый самолет должен совершить через три года. В общей сложности COMAC получила заказы на поставку 570 новых лайнеров. C919 имеет в длину 38,9 метра и размах крыла 35,8 метра. Лайнер будет выпускаться в трех вариантах, рассчитанных на перевозку 156, 168 и 174 пассажиров соответственно. Максимальная взлетная масса самолета составляет 77 тонн. Лайнер рассчитан на полеты на скорости в 834 километров в час на расстояние до 5,5 тысячи километров.

Китайские разработчики намерены поставлять C919 на экспорт. По оценке COMAC, на мировом рынке новый лайнер будет конкурировать с европейским Airbus A320neo, американским Boeing 737 MAX, канадским Bombardier CS300 и российским МС-21. Первый полет последнего ожидается в конце мае текущего года.

Василий Сычёв