Американские психологи показали, что окружающие не видят радикальных отличий между поведением трезвого и пьяного человека, в то время как люди, употребившие спиртное, наоборот, замечают в себе разительные перемены. Исследование
в журнале
.
В обществе существует популярное мнение, что человек значительно меняется под действием алкоголя. Некоторые люди отмечают, что после спиртного они становятся либо более раскрепощенными и веселыми, либо, наоборот, более агрессивными и замкнутыми. Тем не менее, до сих пор ученые не исследовали, насколько заметны подобные перемены для окружающих.
Авторы новой работы провели эксперимент, в котором они сравнили, как оценивают себя выпившие люди и как их видят сторонние наблюдатели. Психологи пригласили 156 волонтеров и попросили их заполнить анкету, где надо было указать, сколько они в среднем употребляют алкоголя, а также ответить на вопросы о своей типичной «трезвой личности» и «пьяном альтер-эго». Затем добровольцы приходили в лабораторию, где в течение 15 минут они пили либо водку со спрайтом, либо просто газировку в компании своих друзей (также участвовавших в исследовании).
Некоторое время спустя волонтерам было предложено сыграть в игры, направленные на выявление черт их личности по модели большой пятерки. Кроме того, они дважды за всю сессию проходили аналогичный психологический тест (Big Five Inventory—10). После завершения эксперимента, сторонние эксперты смотрели видеозапись и также оценивали добровольцев по пятифакторной модели
Как и ожидалось, участники исследования заметили перемены во всех чертах личности. Они сообщали о более низком уровне сознательности, открытости опыту и способности прийти к согласию, а также о более высокой экстраверсии и эмоциональной стабильности. В то же время, наблюдатели обнаружили отличия только по одному пункту — экстраверсии. В частности, употреблявшие спиртное добровольцы казались более общительными, уверенными в себе и активными.
Авторы работы признают, что экстраверсия — наиболее видимый для окружающих параметр, поэтому изменения смогли заметить как сами испытуемые, так и эксперты. Кроме того, волонтеры пили в неестественной обстановке, а среднее содержание алкоголя в их крови составляло всего около 0,9 промилле. Вероятно, на ход исследования могли повлиять собственные ожидания испытуемых, а также условия, в которых проходил эксперимент.
Некоторые психологи разделяют пьяных людей на четыре категории. Согласно недавнему исследованию, в их число входят: «Хэмингуэй», «Мэри Поппинс», «Мистер Хайд» и «Чокнутый профессор». Люди, относящиеся к первому типу почти полностью сохраняют ясность ума; представители второй категории становятся более приятными и ответственными; человек третьего типа, напротив, превращается в менее ответственного, разумного и более враждебного; в последнюю категорию входят люди, в которых просыпается уверенность и интерес к окружающему миру.
Кристина Уласович