Лингвисты из Университета Беркли Университета Тюбингена обнаружили дополнительное подтверждение гипотезы северного пути заселения Нового Света на основе новых данных о географическом распределении средней сложности языков коренного населения Америки. Исследование было представлено на симпозиуме New Perspectives on the Peopling of the Americas.
В новом исследовании лингвисты оценили степень морфологической сложности языков Северной, Центральной и Южной Америки, и соотнесли их географическое расположение со степенью изоляции, востребованностью в качестве второго языка и сложностью языков соседей, чтобы реконструировать пути миграции их носителей в доисторические времена.
Языки мира значительно отличаются друг от друга по своей морфологической сложности. Эта величина зависит от ряда социальных факторов: насколько велико общество, насколько тесны в нем связи между индивидами, насколько интенсивны и как устроены контакты с другими языками. Обычно языки с большим количеством носителей заметно проще языков, на которых практически никто не говорит. Также, по мнению Джона Мак-Уортера (John H. McWhorter), «новые», например, креольские языки проще «старых» потому, что из-за своей короткой истории они не успели обрасти необязательной для коммуникации сложностью. Также недавно ученые зафиксировали связь высоты распространения языков с их сложностью. Было выяснено, что языки, распространенные в высокогорных областях, заметно сложнее своих близкородственных равнинных соседей. Исследователи считают, что это связано с высокой степенью социальной изоляции жителей труднодоступных горных территорий.
Лингвисты Джоанна Николс (Johanna Nichols) и Кристиан Бенц (Christian Bentz) в своей работе оценили сложность языков американских индейцев по трем параметрам: классификационной сложности (Inventory complexity), относительной сложности (opacity complexity) и степени изменчивости слов (word entropy), то есть сколько различных форм есть в языке у каждой категории слов.
На основе информации, опубликованной во Всемирном атласе языковых структур (World Atlas of Language Structures) и в лингвистической базе данных Autotyp, Николс и Бенц рассчитали средний балл классификационной сложности каждого языка, исходя из количества тонов, гласных, согласных и базовых порядков слов, а также 28 морфологических параметров, таких как количество родов, времен и падежей. Относительную сложность они рассчитали исходя из количества форм, которыми можно выразить одну функцию в языке. К примеру в английском языке для описания множественного числа существительных, используются две основные стратегии: продуктивное -s, как в cats или dogs, и непродуктивное изменение гласных, как в feet. И несколько незначительных стратегий, таких как -en в oxen или нулевая маркировка как в слове sheep. Картографировав полученные данные, лингвисты зафиксировали сильную корреляцию выявленной языковой сложности и географической долготы. Так, ученые увидели нехарактерный для равнинных территорий высокий уровень сложности в языках Северо-Восточной Евразии и Северной Америки. По мнению авторов, это обстоятельство объясняет историческая преемственность языков сибирских охотников и первых палеоиндейцев.
Также авторы заметили, что в среднем более высокая языковая сложность высокогорных языков нивелируется в Андах. По их мнению, эта закономерность связана с высоким уровнем географической мобильности в Империи Инков.
Проблема заселения Америки более ста лет решается многими генетиками, археологами, фольклористами и лингвистами, но ученые еще не смогли прийти к единому мнению о времени и пути заселения этих территорий. Долгое время общепринятой позицией научного сообщества считалось, что заселение палеоазиатскими охотниками около 14 — 20 тысяч лет назад произошло по сухопутному коридору, который существовал на месте Берингова пролива. Но более древние радиоуглеродные датировки нескольких археологических находок породили гипотезы о южном морском пути заселения Нового Света через Тихий океан.
Елизавета Власова