Некоторые шимпанзе из лесного заповедника Будонго в Западной Уганде научились добывать воду из глинистых водоемов необычным способом — засовывая в нее комки мха и выжимая их себе в рот. Швейцарские и британские приматологи изучили, как подобные навыки закрепляются в популяции обезьян с течением времени, и обнаружили, что вначале умения распространяются среди тесно общающихся обезьян «горизонтальным» способом, а затем механизм становится более «вертикальным» — родители начинают учить новой методике своих детей, и основное распростренение идет именно за счет второго этапа. Исследование опубликовано в Science Advances.
Работы по исследованию новых навыков у животных зачастую посвящены механизмам их приобретения и распространения в небольших временных периодах. В этом проекте ученым хотелось узнать, как новый навык отразится на популяции шимпанзе спустя три года после того, как первые восемь шимпанзе придумали делать губки из мха. Такие губки позволяют им более эффективно добывать воду из узких глинистых источников. Раньше все обезьяны пользовались для этой цели листьями, но мох более эффективно впитывает воду, поэтому такая губка позволяет быстрее напиваться. Приходя на водопой, опытные шимпанзе могут пользоваться обеими методиками, и большинство научившихся пользоваться губками из мха уже не забывают об этом способе.
Многие обезьяны способны обучаться новым методикам, причем это может происходить как за счет имитации увиденного, так и стать самостоятельной находкой животного. Японские макаки с острова Кошима, например, в пятидесятых годах научились смывать песок с бататов (сладкого картофеля) в реке, причем вначале это умение распространилось на тех макак, которые наблюдали за юной самкой по имени Имо, впервые додумавшейся до этого, а потом они стали обучать новой методике своих детей.
Ученые выяснили, что по прошествии трех лет по крайней мере пять из восьми когда-то научившихся делать губки из мха шимпанзе все еще продолжают их использовать. Кроме того, это умение передалось еще семнадцати особям (всего в популяции их жило порядка семи десятков, а полное наблюдение удалось провести за сорока особями).
Затем приматологи сосредоточились на том, чтобы определить каналы передачи этих умений. Есть два основных способа передачи знаний: «горизонтальный», обмен между тесно общающимися, социально близкими обезьянами, и «вертикальный» способ — обмен между родителями и детьми.
Исследователи сравнили реальные данные со случайной моделью, чтобы выяснить статистическую значимость связей между разными обезьянами, обладающих новым навыком. Оказалось, что обмен опытом между обезьянами, которые обладают тесными социальными связями, идет в меньшей мере, а основное обучение происходит по вертикальному способу, когда родители учат ребенка, или, в некоторых случаях, наоборот. Горизонтальный обмен, по-видимому, происходит главным образом на начальных этапах возникновения навыка, а дальнейшее его закрепление происходит уже за счет семейных связей и с годами способствует переходу навыка в традицию, характеризующую популяцию в целом.
Шимпанзе ухаживают за своими умершими, наблюдают за поведением окружающих, отдавая предпочтение менее эгоистичным личностям и отмечая случаи ложных заблуждений, хотя к особенному альтруизму и не склонны. Ученые полагают, что изучение долговременных механизмов закрепления новоприобретенных навыков в популяциях обезьян поможет лучше понять устройство самих этих популяций, а также работу подобных механизмов в человеческих сообществах.
Анна Казнадзей