Британская лингвистка Сабина Хиланд (Sabine Hyland) впервые идентифицировала слоговые знаки в двух южноамериканских кипу. Ее исследование опубликовано в Current anthropology.
Кипу - нерасшифрованная система фиксации информации, широко распространенная в империи инков, а также существовавшая на ее бывших территориях в постоколониальный период. Каждый кипу состоит из хлопкового или шерстяного шнура-основы, к которому прикреплены тонкие разноцветные нити с различными типами узлов.
Хотя до наших дней сохранились свидетельства испанских хронистов и конкистадоров о том, что индейцы использовали кипу для передачи текстовой информации на расстоянии, исследователи до последнего времени не могли найти убедительных аргументов в пользу этого. Так не было найдено доказательств того, что хотя бы одино известное кипу представляло собой повествовательный текст, состоящий из общепринятых символов. Более чем две трети из известных на сегодняшний день 833 кипу содержат символы, идентифицируемые как цифровые. Поэтому, кипу принято определять как, не поддающийся полной дешифровке, индивидуальный мнемонический инструмент, создававшийся для запоминания и подсчета имущества местной знати.
То, что огромная империя с четко налаженной системой управления, многочисленным населением, сетью дорог и многоотраслевым сельским хозяйством, располагавшая огромной армией, управлялась без применения письма, кажется очень необычным на фоне того, что соседние и небольшие государства майя имели, тем не менее, развитую иероглифическую письменность.
В своей работе Сабина Хиланд представила первые убедительные аргументы в пользу того, что кипу использовали для записи династических текстов, рассчитанных на дальнейшее прочтение.
Выводы, которые сделала исследователь, основаны на анализе двух кипу (А и B) , которые жители перуанской деревни Сан-Хуан-де-Коллата передали Хилланд в 2015 году. В дополнение к кипу, в руки к исследовательнице попали десятки писем, по-видимому, синхронного периода, относящиеся к XVII и XVIII векам. Кипу А имеет 288 подвесок длинной до 42 сантиметров, разделенных полосками ткани на девять неравных групп. Кипу В имеет 199 разноцветных подвесок, разделенных на четыре неравные группы.
Коллаткие кипу сильно отличаются от классических хозяйственных (с большим количеством цифр) кипу по количеству различных цветовых сочетаний и узлов. Например, классическое хозяйственное кипу, описанное Мариано Пумажулькой в 1935 году, с точки зрения цвета, волокна и направления слоя, содержало только 12 уникальных подвесок, а колладские кипу демонстрируют 95 оригинальных сочетаний узлов и цветов.
Сопоставив кипу с найденными вместе с ними письмами и названиями местных родов, Хилланд идентифицировала отдельные слоги, слова и языковые маркеры, отнеся кипу к словесно-слоговому письму. Также исследовательница продвинулась в расшифровке структуры текста, выделив как отдельный блок подпись, которая позволила идентифицировать текст как повествовательный и предназначенный для дешифровки.
Первым европейцем который заметил, что индейцы используют веревки для учета расходов и доходов, был Эрнандо Писарро. В своем письме Королевской Аудиенции в Санто-Доминго в 1533 году он писал, что «есть у индейцев хранилища дров и кукурузы, и всего остального, и подсчитывают они их с помощью узлов на своих веревках».
Елизавета Власова