Согласно новому исследованию, кочевники монгольских степей оседлали лошадь более трех тысяч лет назад после окончания крупной засухи. Датирование было произведено методом радиоуглеродного анализа лошадиных останков с памятников археологической культуры херексуров и оленных камней. Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science.
Освоение верховой езды культурами монгольских степей, возможно, было одним из самых влиятельных изменений в евразийской предыстории. Недавно в Nature была опубликована статья, показывающая, как модели кочевого движения в конце первого тысячелетия нашей эры сформировали ранние трансъевропейские торговые сети, которые использовали вплоть до нового времени для транспортировки людей, товаров и информации по всему континенту.
Группа исследователей из нескольких академических учреждений, в том числе Института наук человеческой истории Общества имени Макса Планка и Йельского университета, чтобы изучить историю этого процесса, методом радиоуглеродного анализа оценила возраст всех известных останков объезжанных лошадей, ассоциированных с археологической культурой, распространенной в бронзовом веке на территории современной Монголии.
Используя статистический метод, известный как байесовский анализ, для повышения точности калибровки групп радиоуглеродных дат, авторы исследования создали высокоточную хронологическую модель и карту раннего использования одомашненной лошади на территории монгольских степей. Эта модель позволили авторам связать использование лошадей с другими важными культурными событиями в древней Монголии и Восточной Евразии, такими как распространение оленных камней и попадание колесниц в Китай.
Результаты исследования указывают на то, что практика верховой езды быстро распространилась по монгольской степи около 1200 года до нашей эры — за несколько сотен лет до того, как конные всадники были впервые задокументированы в письменных исторических источниках.
Согласно наиболее влиятельной гипотезе Анатолия Хазанова, верховая езда и кочевое скотоводство распространились в монгольской степи в середине второго тысячелетия до нашей эры как реакция на продолжительную засуху. Результаты Вильяма Тэйлора (William Taylor ) и его коллег указывают на то, что этот процесс проходил в более влажный и благоприятный климатический период, что меняет устоявшееся представление о механизмах культурной адаптации степных скотоводов к резкому изменению климатических условий.
Оленные камни, в честь которых названа культура Монголии бронзового века, представляют собой круглые (цилиндрические) или прямоугольные плиты, иногда с кососрезанной вершиной, поставленные группами или поодиночке в степи. Камни обычно графически разделены на три зоны горизонтально опоясывающими линиями ожерелья и пояса. Выше ожерелья изображалось лицо (или три наклонных линии вместо него) и серьги. В нижней зоне подвешенными к поясу или выше него изображались предметы воинского снаряжения: кинжал, лук, топор, щит, нож, зеркало, оселок, крюк. Средняя зона заполнялась фигурами различных животных, чаще всего стилизованных оленей, от чего и происходит название типа памятников.
Елизавета Власова