Исследователи из немецкого Института Хассо Платтнера разработали новую систему, позволяющую имитировать ощущения от взаимодействия с объектами в виртуальной реальности. Согласно сообщению института, основу новой системы составил прибор электростимуляции мышц. Сама по себе новая система не воспроизводит тактильные ощущения, но позволяет пользователю примерно почувствовать размеры и массу виртуального объекта, с которым взаимодействует.
Существующие сегодня системы виртуальной реальности пока не способны задействовать все органы чувств человека, а значит не способны обеспечить полное погружение в генерируемый компьютером мир. Сегодня, погружаясь в виртуальную реальность, человек получает информацию о ней только посредством глаз и ушей. При этом взаимодействие с виртуальными объектами каких-либо ощущений не дает. Многие компании, занимающиеся системами виртуальной реальности, пытаются разработать имитаторы различных ощущений.
Новая немецкая разработка является одним из таких имитаторов. Она состоит из очков виртуальной реальности Samsung Gear VR и восьмиканального электростимулятора мышц. Электроды от этого стимулятора закрепляются на руках пользователя над основными мышцами. Каждый из каналов электростимулятора управляется индивидуально. При взаимодействии с виртуальным объектом на тот или иной электрод подается напряжение, заставляющее мышцы пользователя сокращаться.
Благодаря раздельной подаче напряжения на разные электроды можно создать у пользователя в виртуальной реальности ощущение размера и массы того или иного объекта. В ходе эксперимента, проведенного исследователями Института Хассо Платтнера, пользователь взаимодействовал в виртуальной реальности с кубиком и натыкался на стены. Ощущения от этого взаимодействия были похожи на реальные. Исследователи сумели разработать алгоритм управления электростимулятором, позволяющий имитировать взаимодействие с упругими и твердыми объектами.
В ноябре 2015 года исследователи из Института Хассо Платтнера продемонстрировали устройство, имитирующее ощущения от столкновения конечностей пользователя с объектом в виртуальной реальности. Устройство, получившее название Impacto, представляет собой браслет с микроконтроллером Arduino, Bluetooth-модулем, соленоидом, аккумулятором, электродами электростимулятора мышц и 3D-печатной панели, имитирующей нужный рельеф поверхности.
Для отслеживания движений пользователя используется контроллер Kinect в связке с платформой Unity3D. Если устройство определяет, что конечности пользователя столкнулись в предметом в виртуальной реальности, Impacto одновременно бьет 3D-панелью по конечности пользователя, приводя ее в движение с помощью соленоида, и подает напряжение на электроды электростимулятора, вызывая сокращение мышц. В итоге возникающие ощущения пользователь может трактовать как удар.
Василий Сычёв