Искусственный интеллект «заразился» от людей расизмом и сексизмом

Ученые показали, что система искусственного интеллекта, обучаясь работе с языком на примере реально существующих текстов, может «запомнить» скрытые в них гендерные и расовые стереотипы. Об этом

в статье, опубликованной в журнале

Science

.

Машинное обучение часто используется при создании программ, предназначенных для работы с языком. Эта технология активно применяется в поисковых системах, машинном переводе, автоматическом синтезе текста и в других областях. Чтобы алгоритм «звучал» естественно, а также мог воспринимать «живую» человеческую речь, разработчики берут в качестве обучающего материала корпусы текстов, которые включают в себя статьи из средств массовой информации, сообщения пользователей в социальных сетях и на форумах, а также посты в блогах.

Авторы новой работы предположили, что вместе с формальной структурой языка компьютер может усваивать и исторически закрепившиеся в текстах семантические связи. Для проверки своей гипотезы, ученые разработали специальный алгоритм Word-Embedding Association Test (WEAT), который представляет собой компьютерный аналог психологического

(IAT). В классическом варианте, испытуемому предлагается рассортировать по категориям слова и картинки, которые высвечиваются на экране (например отнести рисунок худого человека или понятие «красивый» к категории «худой или приятное слово»). Оценивая скорость выполнения задания, программа определяет, как человек относится к представленным понятиям. Так, люди быстрее ассоциируют изображения музыкальных инструментов с категорией «музыкальный инструмент или приятное слово» и изображение оружия с категорией «оружие или неприятное слово», чем наоборот.

В случае с компьютером исследователи использовали другой подход. Сначала алгоритм на базе машинного обучения

проанализировал корпус интернет-текстов из 840 миллиарда лексем и представил все слова в виде

в едином пространстве. Затем, используя WEAT, ученые измерили близость выбранных векторных моделей (которые соответствовали словам из теста подсознательных ассоциаций) друг к другу. По сути дела, чем чаще два слова встречались рядом в тексте, тем чаще они ассоциировались между собой и тем ближе они были в векторном поле.

В результате, WEAT выявил те же закономерности, что и психологический тест. Названия цветов в системе GloVe оказались связаны с приятными словами, в то время как названия насекомых — с неприятными. Также выяснилось, что мужские имена чаще ассоциируются с карьерой и точными науками, а женские — с семьей и гуманитарными дисциплинами. Более характерные для темнокожих американцев имена оказались близки с такими понятиями как «оружие» и «бедность», а имена, чаще встречающиеся среди белого населения, были связаны со словами «семья», «счастливый».

Таким образом ученым удалось показать, что искусственный интеллект может невольно усваивать стереотипы, которые встречаются в материалах для обучения. Наглядным примером может служить работа онлайн-сервиса Google Translate. Так, исследователи заметили, что род гендерно-нейтрального турецкого местоимения «о» меняется в зависимости от профессии: «o bir doktor» на английский язык переводится как «он врач», а «o bir hemsire» — «она медсестра».

Авторы статьи подчеркивают, что в будущем подобные особенности систем ИИ могут негативно сказаться на их работе. Например, если наполненные предрассудками программы будут использоваться для предварительного отбора резюме, это приведет к несправедливым решениям. Более того, обучаясь на современных текстах, алгоритмы могут «заморозить» во времени встречающиеся в них стереотипы.

В будущем исследователи планируют продолжить свою работу, изучив ассоциации между словосочетаниями. Также разработанный ими метод анализа можно применить для исторических текстов, чтобы понять, в какой момент начали развиваться те или иные предубеждения, а также как они менялись со временем.

Недавно социологи

, что пассажирам с традиционными для афро-американцев именами приходится значительно дольше ждать, когда их заберет водитель, а женщины проводят в поездке больше времени, чем мужчины, путешествующие в тот же пункт назначения, а психологи

, что в своих суждениях о личности человека в твиттере испытуемые нередко руководствуются ложными стереотипами.

Кристина Уласович