Европейский авиастроительный концерн Airbus приступил к финальной сборке самолета Belua XL для перевозки негабаритных грузов. Согласно сообщению концерна, первые кормовые панели фюзеляжа нового самолета прибыли с предприятия в испанской Берантевилье в цех окончательной сборки в Тулузе. В ближайшее время на предприятие планируется доставить остальные части фюзеляжа.
До конца 1980-х годов Airbus использовал для перевозки крупных деталей своих самолетов американские транспортники Super Guppy, выпущенные концерном Boeing. Разработать свои транспортники концерн решил после появления шутки о том, что «каждый Airbus доставляется на крыльях Boeing». Кроме того, к концу 1980-х Super Guppy уже не справлялись с перевозкой крупных деталей.
В 1992-1999 годах Airbus собрал первые собственные транспортные самолеты Beluga для негабаритных грузов. Всего были собраны пять таких самолетов, которые используются до сих пор, но уже значительно устарели. Как ожидается, новые транспортные самолеты Beluga XL постепенно заменят устаревшие Beluga.
Проект нового грузового самолета стартовал в ноябре 2014 года. В основу Beluga XL положен грузовой самолет A330-200. Он сможет перевозить грузы массой до 53 тонн. Длина Beluga XL составит 63,1 метра, размах крыла — 60,3 метра, а высота — 18,9 метра при максимальной взлетной массе 227 тонн. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до четырех тысяч километров при полной загрузке.
Согласно действующим планам, первый полет Beluga XL состоится в середине 2018 года, а с 2019 года начнется штатная эксплуатация таких самолетов. Airbus планирует перевозить новыми самолетами крылья пассажирских лайнеров A350 XWB. В один такой самолет поместят два полностью собранных крыла. Для сравнения, имеющиеся Beluga могут перевозить только по одному крылу.
Василий Сычёв