Международная группа ученых выяснила, что электростимуляция участка префронтальной коры головного мозга увеличивает честность людей. Испытуемые после стимуляции чаще демонстрировали честное поведение в ситуации, когда можно было безнаказанно солгать. Исследование опубликовано в Proceedings of National Academy of Sciences.
Честность играет ключевую роль в экономике и социальной жизни. Несмотря на существование в разных странах формальных законов и религиозных установок, направленных на ограничение мошенничества, у людей зачастую возникает соблазн сжульничать. Так, ежегодно в мире на взятки официальным лицам тратится около одного триллиона долларов, а уклонение от уплаты налогов каждый год наносит мировой экономике ущерб в размере около пяти процентов глобального ВВП.
Несмотря на важность честности, до сих пор мало что известно о нейронных процессах, позволяющих людям разрешать внутренний конфликт между честностью и личными корыстными интересами. До сих пор была опубликована только одна работа, которая изучала мозговую активность людей, находившихся перед выбором между желаниями вести себя честно и получить больше денег. Ученые обнаружили несколько областей головного мозга, которые проявляли повышенную активность в тех случаях, когда участники эксперимента вели себя честно. Авторы нового исследования решили сосредоточиться на изучении одного из участков мозга, описанных в более ранней работе, — правой дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПФК).
В исследовании участвовали 145 человек в возрасте 19–27 лет. Во время эксперимента участники подвергались транскраниальной электростимуляции, то есть к черепу человека прикреплялись электроды, через которые пропускался слабый электрический ток. Этот метод позволяет изменить возбудимость нейронов определенного участка головного мозга. Участников эксперимента разделили на три группы. У одной группы испытуемых усиливали активность ДЛПФК, у другой группы наоборот, эту активность снижали, а третья группа была контрольной, ее участникам проводили имитацию электростимуляции.
Во время сеансов электростимуляции участникам предлагали поучаствовать в простой компьютерной игре. Они должны были «кидать» игральную кость, а потом сообщать экспериментаторам выпавшее число очков. Всего в игре было десять раундов. В каждом раунде участник с вероятностью 50 процентов получал за выпавшее число очков вознаграждение, эквивалентное девяти долларам. Перед началом раунда испытуемый видел, за какие числа будет выплачиваться вознаграждение. Соответственно, от его решения зависело — честно сообщить количество выпавших очков, даже если оно не были выигрышным, или сжульничать в случае неудачи, получив за это деньги.
Оказалось, что участники контрольной группы и группы с пониженной активностью ДЛПФК врали примерно одинаково. Хотя выигрышные результаты выпадали в 50 процентах случаев, участники обеих групп сообщали, что их было 67-68 процентов, то есть члены обеих групп давали чуть меньше 40 процентов ложных ответов. В то же время испытуемые, у которых активность ДЛПФК была повышена, сообщали об успешных результатах всего в 58 процентах случаев, то есть их ответы отклонялись от истины лишь на 15 процентов. Интересно, что во всех трех группах около 8,5 процента участников сообщили о выигрышных числах во всех десяти раундах игры, тем самым заработав самые значительные суммы. Исследователи предположили, что, возможно, электростимуляция побуждала вести себя честно только тех, кто находился в состоянии морального конфликта между потребностью вести себя честно и корыстными интересами. На тех же, кто твердо решил заработать больше, стимуляция не повлияла.
Далее ученые решили выяснить, почему усиление активности участка префронтальной коры привело к повышению честности участников. Они предположили, что причинами могли стать либо уменьшение материального интереса испытуемых, либо повышение тяги к честному поведению. Согласно еще одному предположению, стимуляция влияла на сам процесс выбора между моральным и материальным аспектами.
Чтобы проверить свои предположения, авторы работы провели еще несколько экспериментов. В первом из них они предлагали каждому участнику разделить некоторую сумму денег между собой и известной благотворительной организацией. Затем все участники должны были оценить, насколько неприемлемо было для них вранье в эксперименте с игральными костями. На основе этих данных исследователи разделили участников на тех, кому было сложно сделать выбор между честностью и выгодой, и тех, кого сомнения не терзали.
Выяснилось, что стимуляция повлияла только на людей, вставших перед выбором. На более морально устойчивых участников эксперимента электростимуляция не повлияла, как и не привела к уменьшению материальной заинтересованности испытуемых или повышению ценности честного поведения. Это позволило ученым предположить, что стимуляция активировала область мозга, участвующую в разрешении конфликта между моральными и материальными ценностями.
Наконец, исследователи задались вопросом, уменьшает ли активация префронтальной коры склонность к жульничеству в пользу другого человека. Они провели эксперимент со 156 участниками, половине из которых активировали нейроны ДЛПФК (остальные вошли в контрольную группу). Во время сеанса электростимуляции испытуемые участвовали в эксперименте с игральными костями, аналогичном первому, но выигранные деньги уходили другому человеку.
На этот раз электростимуляция не только не увеличила количества честных ответов, но и немного их снизила. Участники контрольной группы сообщали о выигрышном числе в 61 проценте случаев, а участники экспериментальной группы — в 62 процентах случаев. По мнению авторов работы, полученный результат свидетельствует о том, что исследованный участок префронтальной коры влияет на выбор между честным поведением и только собственной, а не чужой выгодой.
Исследователи заключают, что они сделали первый шаг к пониманию процессов, происходящих в мозге, которые позволяют людям вести себя честно. «[Эти процессы] могут лежать в основе индивидуальных различий и, возможно, патологической лжи», — говорит ведущий автор исследования Кристиан Рафф (Christian Ruff). «Если недостаток честности действительно обусловлен биологически, наши результаты поднимают вопрос о том, до какой степени люди могут нести ответственность за свои предосудительные действия», — добавляет другой автор работы Мишель Марешаль (Michel Maréchal).