Министерство обороны Швеции совместно с британской компанией GKN Aerospace провело испытательный полет истребителя JAS-39 Gripen, заправленного 100-процентным биотопливом. Как сообщает Defense Aerospace, испытания, состоявшиеся 28 марта текущего года, прошли полностью успешно.
В настоящее время в Евросоюзе действует масштабная программа, целью которой является повышение экологичности вооруженных сил. Этот документ подразумевает постепенный переход на альтернативные источники энергии, включая синтез-газ из отходов и солнечную энергию. Испытания истребителя на биотопливе проводились в рамках этой программы.
Испытания истребителя JAS-39 проводились в два этапа. Сначала двигатель RM12, устанавливаемый на Gripen, отработал на биотопливе на земле. После того, как специалисты изучили данные о работе силовой установки на новом виде горючего, Gripen, заправленный биотопливом, поднялся в воздух. Силовую установку для испытаний не переделывали.
В полете двигатель боевого самолета работал точно так же, как если бы был заправлен обычным авиационным топливом. В баки Gripen на время испытательного полета залили биотопливо CHCJ-5 без примесей. По своим качествам оно полностью соответствует обычному авиационному топливу JP-8.
CHCJ-5 изготавливается из гидроочищенных спиртов и жирных кислот, а затем проходит дополнительную каталитическую термическую обработку, чтобы повысить характеристики до уровня JP-8. В итоге полученное биотопливо не требует разбавления обычным авиационным горючим.
Первым в мире самолетом, совершившим полет на 100-процентном биотопливе, стал в сентябре прошлого года американский самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler. По данным военных, работа двигателя и параметры полета были такими, как если бы самолет был заправлен обычным авиационным топливом.
Василий Сычёв