Швейцарские и британские ученые обнаружили, что известный антибиотик доксициклин способен предотвращать чрезмерную фиксацию на травмирующих воспоминаниях, лежащую в основе посттравматического стрессового расстройства. Результаты работы опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.
Обучение предвидению угрозы — фундаментальное свойство многих живых организмов, помогающее избегать опасностей. В случаях, когда подобное предвидение становится чрезмерным (как правило, это происходит в результате травмирующих событий, таких как военные действия, теракты, катастрофы и другие), развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — состояние, при котором малейшие ассоциации с травмирующим событием вызывают мощную негативную психическую реакцию (тревожность, панику, депрессию, ночные кошмары и т. п.).
В последние десятилетия получен набор данных, свидетельствующих о том, что в ремоделировании синапсов, необходимом для фиксации воспоминаний, участвуют белки внеклеточного матрикса мозга, в частности фермент матриксная металлопротеиназа 9 типа (ММР9, желатиназа B).
Сотрудники Цюрихского университета и Лондонского университетского колледжа провели небольшое двойное слепое клиническое испытание, чтобы выяснить, может ли тетрациклиновый антибиотик доксициклин, который также является проникающим в мозг ингибитором ММР9, влиять на формирование травмирующих воспоминаний. Для участия в эксперименте они пригласили 76 взрослых здоровых добровольцев.
В ходе первой фазы испытаний участников случайным образом разделили на две равные группы, одна из которых получила по 200 миллиграммов доксициклина (стандартная разовая доза), а другая — плацебо. После этого добровольцам демонстрировали случайно чередующиеся красный и синий цвета на мониторе, при этом один из цветов в половине случаев сопровождался ощутимым ударом током. Для закрепления воспоминания цвета сменяли 160 раз.
После этого участников пригласили вернуться через неделю. Демонстрацию цветов повторили, однако вместо удара током «плохой» цвет сопровождался громким звуковым сигналом. Перед началом сессии у добровольцев проверяли силу негативных воспоминаний, сопоставляя их реакцию на сигнал, поданный с «хорошим» и «плохим» цветами. Во время просмотра степень испуга участников регистрировали по естественной реакции моргания и изменению электропроводности кожи.
Выяснилось, что при предварительном назначении доксициклина сформированные воспоминания об угрозе примерно на 60 процентов слабее, чем после приема плацебо. При этом на сенсорные воспоминания препарат значимого действия не оказывал.
«Применение лекарств для профилактики ПТСР затруднено, поскольку в реальном мире мы не знаем, когда произойдет травмирующее событие. Тем не менее, есть свидетельства того, что воспоминания и ассоциации можно изменить, когда человек попадает в схожую с получением психической травмы ситуацию или представляет ее — это явление называется реконсолидацией. Сейчас мы планируем изучить действие доксициклина на реконсолидацию травмирующих воспоминаний, и если достигнем успеха, то надеемся приступить к испытаниям подобной терапии на более реалистичных клинических моделях ПТСР в течение нескольких лет», — рассказал ведущий автор работы Доминик Бах (Dominik Bach).
Ранее ученые выяснили, что ослабить формирование травмирующих воспоминаний может игра в тетрис. Потенциальным лекарством для помощи при тяжелом ПТСР является метилендиоксиметамфетамин («экстази») — в США впервые разрешили его крупномасштабные клинические испытания для использования по этому показанию.
Олег Лищук