Аэрокосмический центр Нидерландов в ближайшее время начнет использовать радиоуправляемые модели для подготовки операторов уменьшенных беспилотных версий перспективных пассажирских самолетов. Как пишет Aviation Week, радиоуправляемые модели и уменьшенные беспилотники позволят выработать приемы управления перспективными пассажирскими самолетами, выполненными по принципиально новым аэродинамическим схемам.
Многие авиастроительные компании и исследовательские центры занимаются разработкой электрических и гибридных пассажирских самолетов. В последних, в частности, за движение будут отвечать электромоторы, а питать их будут генераторы, приводимые газотурбинными установками. Считается, что такая схема позволит сделать экономичные самолеты. При этом использование электродвигателей позволит пересмотреть аэродинамические схемы летательных аппаратов, например, благодаря большей свободе в выборе мест их размещения.
Новые аэродинамические схемы потребуют и нового подхода к пилотированию самолетов. Для подготовки операторов голландский центр приобрел две радиоуправляемые модели: поршневую Super Mugin с размахом крыла 4,5 метра и массой 55 килограммов и реактивную JSM Xcalibur с размахом крыла 2,4 метра и массой 15 килограммов. Сперва операторы будут проходить начальную подготовку на модели Super Mugen с поршневым двигателем и толкающим воздушным винтом, а затем на Xcalibur с реактивным двигателем.
В 2018 году разработчики намерены доверить подготовленным операторам управление уменьшенной беспилотной моделью самолета Scalar. Это будет универсальный летательный аппарат массой 120 килограммов. Его длина составит 3,9 метра, а размах крыла — четыре метра. Аппарат будет оснащен двумя реактивными двигателями. Особенностью модели станет то, что она позволит отрабатывать различные аэродинамические схемы — на универсальный каркас можно будет устанавливать различные панели, меняя аэродинамическую конфигурацию Scalar.
Как ожидается, испытательные полеты Scalar будут проводиться с лета будущего года в голландском аэропорту Твенте.
В середине февраля текущего года Аэрокосмический центр Нидерландов и Делфтский технический университет занялись разработкой различных аэродинамических схем перспективных гибридных самолетов. По итогам разработки исследовательские организации проведут моделирование и определят схемы, лучше всего подходящие для гибридных самолетов с точки зрения аэродинамических характеристик, продолжительности полета и топливной эффективности.
Проект рассчитан на шесть лет. Финансирование работ ведется из общего фонда Евросоюза в рамках программы Clean Sky 2. В общей сложности на проект планируется потратить 5,18 миллиона евро. Проект разработки аэродинамических схем гибридных самолетов получил название NOVAIR. По итогам разработки планируется создать несколько моделей новых летательных аппаратов и провести их летные испытания. Первый полет модели нового гибридного самолета запланирован на 2021 год.
Василий Сычёв