Исследователи из Цюрихского университета разработали и продемонстрировали метод транспортировки груза с помощью нескольких мультикоптеров, которые при этом не используют дополнительных систем позиционирования. Доклад будет представлен на робототехнической конференции ICRA 2017, ознакомиться с его содержанием можно на сайте университета.
Совместная работа малых беспилотников важна для самых разных задач. При масштабных операциях — например, при разведке местности с воздуха, —достаточную точность обеспечивает позиционирование с помощью спутниковой навигации, однако если речь идет о совместной работе в ограниченном пространстве, то зачастую требуется система, которая позволяет дронам ориентироваться с точностью до нескольких сантиметров или даже миллиметров. Как правило, для таких целей строят специальные дрон-арены с внешней системой управления и позиционирования с дополнительными датчиками и рапидными камерами. Ранее подобная система, например, использовалась для испытаний однороторного асимметричного дрона и для постройки веревочной переправы при помощи квадрокоптеров.
Несмотря на высокую эффективность внешних систем позиционирования в лабораторных условиях, они ограничивают использование имеющихся наработок в будущем. Для того, чтобы сделать мультикоптеры максимально независимыми, инженеры из Цюрихского университета разработали метод взаимного ориентирования мультикоптеров с помощью бортовой камеры. Для демонстрации работоспособности своего метода инженеры продемонстрировали совместную транспортировку груза двумя дронами. В рамках проведенных испытаний авторам работы удалось добиться совместной работы беспилотников при ускорении до 0,5 м/с².
В паре беспилотников один выступает в качестве ведущего, а другой в качестве ведомого. При этом ведущий беспилотник задает направление, скорость и высоту полета, а задача ведомого беспилотника поддерживать необходимое положение в пространстве относительно ведущего. Поскольку основная концепция системы заключается в независимости от внешних систем позиционирования, то все необходимые данные беспилотники собирают самостоятельно и не общаются друг с другом. Взаимное ориентирование происходит только при помощи специальной визуальной метки, закрепленной на раме ведущего беспилотника — ведомый квадрокоптер ориентируется по ней с помощью собственной камеры.
Ранее в рамках схожей концепции «отвязывания» управления квадрокоптером от системы внешнего позиционирования дрон научили выполнять агрессивные маневры, полагаясь лишь на показания собственной камеры, гироскопа и акселерометра.