Американская компания OceanGate впервые с 2005 года отправится в экспедицию к останкам трансатлантического парохода «Титаник». Согласно сообщению компании, во время экспедиции будет детально изучено состояние останков судна. Кроме того, исследователи с помощью специальных систем снимут обломки «Титаника» и составят детальную трехмерную его модель. Во время экспедиции планируется вести и VR-трансляцию с борта судна.
Несмотря на свою знаменитость, «Титаник» является одним самых малопосещаемых мест. С момента крушения судна в апреле 1912 года его посетили около 200 человек, преимущественно специалисты из состава исследовательских экспедиций. В настоящее время носовая и кормовая части «Титаника», разломившегося при крушении, покоятся на глубине 3,7 километра. Последняя оценка состояния памятника кораблестроения производилась 12 лет назад.
По словам сооснователя OceanGate Стоктона Раша, основной целью экспедиции, которая отправится к «Титанику» в мае 2018 года, станет тщательное документирование состояния останков судна, внутреннего его устройства и предметов, находящихся на его борту. При этом второстепенной и долгосрочной задачей станет изучение взаимодействия останков корабля после крушения с водой, бактериями, кислородом в воде. Это позволит точнее оценивать состояние не только «Титаника», но и других судов и кораблей.
«Документирование объектов истории важно само по себе. Но, с другой стороны, это важно и для понимания, с какими темпами гниют металлические останки в глубоководных условиях. Множество боеприпасов и топлива оказалось на дне во время Второй мировой войны. Нам необходимо понимать, как происходит взаимодействие этих объектов с течениями, уровнем кислорода, бактериями с учетом природы самого материала. Это позволит предсказывать, когда корпус чего-то, затонувшего в 1944 году, схлопнется и топливо вытечет наружу», — отметил Раш.
Во время экспедиции, которая продлится семь недель, исследователи намерены использовать несколько автономных необитаемых подводных аппаратов. Они будут оснащены лазерными сканерами, сонарами и системами фотограмметрии. Последние позволяют определять форму, размеры и другие характеристики объектов по фотографии. Кроме того, подводные роботы будут в режиме реального времени передавать видеоизображение с борта «Титаника».
В экспедиции также будет использоваться новый обитаемый подводный аппарат Cyclops 2, разрабатываемый OceanGate. Этот аппарат получит углепластиковый корпус с титановыми силовыми элементами. Аппарат будет рассчитан на пять человек. От OceanGate на борту аппарата будут присутствовать оператор и исследователь. Остальные три места смогут занять сторонние ученые, например, специалисты по морской флоре или морские археологи. Как отмечает TechCrunch, эти места будут платными — 105 тысяч долларов.
«Титаник» затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане. В результате крушения погибло около полутора тысяч человек. Одной из основных причин большого числа погибших стала нехватка спасательных шлюпок, а также сильный холод. После крушения была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, согласно которой суда должны оснащаться достаточным количеством шлюпок, исходя из количества человек на борту.
На момент крушения «Титаник» был крупнейшим судном в мире. При длине 269 метра, ширине 28 метров и высоте от ватерлинии 18,5 метра водоизмещение судна составляло 52,3 тысячи тонн. Пароход был оснащен двумя паровыми машинами тройного расширения и паровой турбиной. «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов. В состав экипажа судна входили 899 человек. Пароход был рассчитан на перевозку 2,4 тысячи пассажиров.
Василий Сычёв