Boeing 10 марта 2017 года провел первые испытания парашютной системы пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner, первого такого аппарата, разрабатываемого американским авиастроительным концерном. Видео испытаний компания опубликовала на YouTube. Испытания прошли успешно.
В настоящее время по заказу NASA три американские частные компании занимаются разработкой космических кораблей, предназначенных для доставки людей на Международную космическую станцию. Речь идет о Sierra Nevada, создающей беспилотный аппарат Dream Chaser, SpaceX, работающей над Crew Dragon и Boeing.
Работы ведутся в рамках программы развития коммерческих пилотируемых кораблей, целью которой является снижение зависимости США от российской космической отрасли. Дело в том, что сегодня отправка американских космонавтов на МКС осуществляется российскими космическими кораблями «Прогресс».
Прежде, чем новые космические корабли начнут выполнять полеты в космос, разработчики должны провести тщательные испытания всех их систем. Испытания парашютной системы CST-100 не являются исключением.
Во время испытаний массогабаритный макет Starliner с активной парашютной системой подняли с помощью воздушного шара на высоту 11,7 тысячи метров, после чего пиропатроны отсоедини его от удерживающего троса. После отделения сработал стабилизирующий парашют, не входящий в состав парашютной системы CST-100. Он должен был компенсировать раскачивание от рывка троса, на котором сработали пиропатроны.
На высоте 8,5 тысячи метров сработали первые два парашюта собственной парашютной системы Starliner. Они отвечают за стабилизацию космического корабля и начальное торможение. Они должны замедлять падение аппарата до скорости, на которой могут быть выпущены основные парашюты.
Основные три парашюта были выпущены на высоте 3,7 тысячи метров с помощью специальных установок с пиротехническими зарядами, по конструкции схожих с гранатометами. На этих парашютах макет космического корабля без повреждений приземлился на полигоне в пустыне в Нью-Мексико.
Концерн Boeing занимается разработкой своего первого пилотируемого космического корабля с 2011 года. Согласно проекту, он сможет перевозить до семи человек и около ста килограммов грузов. В пристыкованном к МКС состоянии аппарат сможет находиться до шести месяцев. Starliner рассчитан на многоразовое использование — его можно будет запускать в космос до десяти раз.
Испытания различных систем Starliner проводятся с 2011 года. Так, в 2011 году концерн провел первые испытания посадочной воздушной подушки корабля. Годом позже массогабаритный макет CST-100 сбросили с высоты трех тысяч метров, чтобы проверить работу трех его основных парашютов.
Согласно действующему графику, согласованному с NASA, первый полет к МКС Starliner выполнит весной-осенью 2018 года. Аппарат должен будет пристыковаться к космической станции, провести в таком состоянии 30 дней, а затем отстыковаться и вернуться на Землю. Полет будет проходить без людей. Полет с космонавтами на борту Starliner должен совершить в конце будущего года.
Между тем, первый полет космического корабля Crew Dragon компании SpaceX запланирован на конец 2017 года. Полет будет проходить в автоматическом режиме без экипажа. Новый космический корабль, известный также как Dragon 2, уже с экипажем на борту отправится к Международной космической станции во втором квартале 2018 года.
Василий Сычёв