Филологи-медиевисты из Германии и Великобритании проанализировали материалы, хранящиеся в архиве немецкой психиатрической лечебницы, и на примере рукописей пациентов интерпретировали особенности так называемого «расстроенного почерка» (disordered handwriting). Рукописные практики соотнесли с зафиксированными диагнозами больных. Это позволило ученым отделить ошибки, связанные с малограмотностью и диалектными особенностями, от тех, что указывают на разного рода патологии или измененное состояние сознания писавших. Статья вышла в журнале Written Communication.
Рукописи обычно служат материалом для текстологов и историков, и, как правило, при этом речь идет об известных личностях или памятниках. Однако тексты, записанные рукой обычного человека, могут быть источником открытий в «частной истории» письма. Исследования почерка чаще всего проводятся на средневековых текстах, в чем и состоит основной интерес авторов статьи.
Большие объемы текстов также изучают, чтобы выяснить, как процесс воспроизведения речи на письме связан с разными функциями нашей психики, допустим, с работой кратковременной памяти или моторикой тела. Подобными вопросами занимаются когнитивные разделы разных наук, начиная с психиатрии и заканчивая литературоведением. При этом нарративные (и вообще речевые) практики понимаются как форма поведения, которая часто оказывается проявлением устойчивых когнитивных процессов. В случае с письмом от руки материалом для исследования могут служить самые разные характеристики текста, от специфического построения синтаксических конструкций до его организации на листе.
Так, есть данные о том, что люди, страдающие болезнью Альцгеймера, утрачивают способность создавать письменные нарративы, даже если не испытывают проблем с устной речью. Сравнение движений кисти у пациентов, страдающих деменцией, с движениями в контрольной группе здоровых людей позволило выявить, что при деменции вместе с памятью ухудшается и давно усвоенная мелкая моторика. Наконец, на материале записей от руки изучают побочные эффекты медикаментозной терапии душевных расстройств. В психологии и неврологии анализируют и условно «нормальные» рукописные практики, чтобы выяснить, как они влияют на развитие и обучение.
Исходя из уже известных находок в области когнитивной лингвистики и medical humanities, авторы новой работы попытались применить палеографические методики к сравнительно свежему материалу, чтобы получить новые данные о том, как в почерке может отражаться процессы мышления. Они исследовали больничные карты начала XX века из психиатрической больницы города Кауфбойрен на юге Германии, в которых обнаружились небольшие листочки бумаги, где пациенты записывали случайные фразы по просьбе лечащего врача. Таким образом психиатры прошлого пытались усовершенствовать диагностику ментальных расстройств. Там же нашлись и фрагменты личной переписки пациента с пометами доктора.
Современные ученые взяли для примера материалы пациентов З., В. и К. Первые две страдали от болезни Брейля, более известной как прогрессивный паралич. Вопреки названию, это расстройство, развивающееся на фоне позднего сифилиса, связано в первую очередь не с двигательными, а с психическими функциями. Многие странности в почерке З. и В. можно списать на малограмотность и нарушение мелкой моторики. Но на связь с психическими функциями указывает то, что З. не удается написать одну и ту же букву одинаково, ее почерк постоянно «гуляет». Она же допускает ошибки, которые не сводятся к «как слышится, так и пишется». В., в свою очередь, не может определиться, как пишется одно и то же слово, пропускает буквы в неожиданных местах и, например, путает s и t.
Подобные вещи авторы статьи связывают в первую очередь с когнитивными нарушениями, а психиатры начала XX в. и вовсе используют термин «паралитический почерк» (paralytic script). При этом в комментариях лечащих врачей нашлись признаки гипердиагностики. Например, к признакам «паралитического почерка» отнесен пропуск буквы e (типичная орфографическая ошибка в немецком) или плотная организация текста на листе (на самом деле пациентку попросили записать отрывки из двух молитв, и у нее просто не хватало места).
В почерке пациента К., страдавшего от деменции, многое можно объяснить старческим тремором. Однако современные исследователи заметили, что по форме буквы l видно, как рука К. дрожит то сильнее, то слабее, и это может свидетельствовать о каком-либо еще неврологическом нарушении. Сохранилась помета лечащего врача К., указывающая, что восемь строк (включая обращение, год и подпись) отняли у больного два часа. Таким образом, подобные дефекты почерка могут отражать вовсе не тремор, а, например, расстройство кратковременной памяти: К. приходилось прилагать огромные усилия, чтобы выполнить действие, доведенное у здорового человека до автоматизма. При этом само содержание письма говорит о том, что сознание К. все еще ясно: он обращается к близкому человеку, упоминает конкретные реалии (например, «твой дом») и, что примечательно, указывает верные число и месяц.
Исследователи пришли к выводу, что изучение «расстроенного почерка» позволяет реконструировать особенности психических отклонений автора рукописи и, шире, воссоздать контекст создания текста и даже лучше понять индивидуальные особенности писавшего. В частности, в результате изучения почерка пациентов из клиники в Кауфбойрене им удалось отделить ошибки, связанные с малограмотностью и диалектными особенностями, от тех, что указывают на разного рода патологии или измененное состояние сознания писавших.
Таким образом, авторам работы удалось показать, что внимание к особенностям почерка, указывающим на его патологический характер, обладает важным значением для понимания процесса письменной коммуникации в целом. Более того, исследователи-филологи видят тут потенциал для изучения рукописных текстов, организация которых указывает не только на патологические состояния писца, но и на разного рода странности исторического контекста, в котором он работал, — помня о том, что ряд графических особенностей может быть результатом расстройства, можно точнее интерпретировать случаи ошибок и гипрекоррекции в древних текстах.
Так, в 2015 году анализ почерка безымянного монаха XIII века по прозвищу «Дрожащая рука из Вустера», позволил
, что этот писец страдал от эссенциального тремора. Более ранние исследования в принципе
вопрос о том, как интерпретировать рукопись, где есть явные признаки дисграфии.
Алла Бурцева