Американская компания Lockheed Martin и NASA приступили к испытаниям масштабной модели перспективного «тихого» пассажирского сверхзвукового самолета, проектируемого по проекту QueSST. Согласно сообщению NASA, испытания проводятся в аэродинамической трубе в Исследовательском центре Гленна. Проверки модели будут проводиться на протяжении ближайших восьми недель.
В настоящее время полеты сверхзвуковых самолетов над населенной частью суши запрещены, поскольку они слишком сильно шумят. По этой причине многие компании, занимающие разработкой таких летательных аппаратов, создают новые типы планеров, которые в полете на сверхзвуковой скорости будут создавать меньше ударных волн, а значит и существенно меньше шума.
Испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей перспективных самолетов позволит оценить их аэродинамические характеристики и эффективность конструкторских решений в области создания «тихого» сверхзвукового летательного аппарата. Аэродинамическая труба в Исследовательском центре Гленна позволяет имитировать скорости полета от 0,3 до 1,6 числа Маха (0,4-1,9 тысячи километров в час).
Разработка «тихого» сверхзвукового самолета ведется компанией Lockheed Martin по контракту NASA, заключенному в марте прошлого года. Как ожидается, технология уменьшения шума сверхзвуковых самолетов QueSST поможет снизить интенсивность шума до уровня мягких пульсаций.
Технология QueSST предполагает разработку такой аэродинамической конструкции самолета, на кромках которой образовывалось бы как можно меньшее количество ударных волн. При этом те волны, которые будут все же образовываться, должны быть значительно менее интенсивными. «Тихий» лайнер будет допущен к обычным пассажирским перевозкам.
Подробности о перспективном сверхзвуковом самолете Lockheed Martin раскрыла в июне 2016 года. Перспективный «тихий» сверхзвуковой самолет будет выполнен однодвигательным. Его длина составит 28,7 метра. Он получит планер, фюзеляж и крыло которого внешне напоминают перевернутый самолет. На QueSST установят обычные вертикальный киль и горизонтальные рули для маневрирования на малой скорости полета.
На верхушке киля будет установлено маленькое Т-образное оперение, которое будет «разбивать» ударные волны от носовой части и фонаря кабины пилотов. Носовая часть самолета будет значительно удлинена для уменьшения лобового сопротивления и уменьшения числа перепадов на планере, где могут образовываться ударные волны.
Длинный нос будет существенно ограничивать видимость из кабины. Визуальное ориентирование при взлете, посадке и маневрировании по взлетно-посадочной полосе летчики будут производить по изображениям, получаемым от носовой телевизионной камеры высокой четкости.
Согласно действующему графику, прототип нового самолета совершит первый полет в 2019 году. На него будет установлен турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой F404-GE-400 американской компании General Electric. В 2020 году прототип будет использоваться для измерения воспринимаемого уровня шума при сверхзвуковых полетах на разных высотах.
Василий Сычёв