Американские ученые изучили глобальные данные интернет-активности по всему миру и раскрыли новые демографические и социологические закономерности и связи между динамикой распространения доступа к сети, режимами сна и уровнями доходов на душу населения. Препринт статьи выложен в архиве Корнуэльского университета.
В 1995 году к интернету были подключены около 40 миллионов человек по всему миру; эта цифра достигла 400 миллионов к 2000 году, а к 2016 году около половины населения земного шара (примерно 3,5 миллиарда человек) имели доступ к Сети. При подобном охвате интернет становится демографическим «датчиком», который позволяет делать выводы о человеческом поведении в глобальном масштабе.
Ученые изучили статистику подключения и отключения устройств, связанных с интернетом, во временном интервале с 2006 по 2012 год (ключевой период распространения доступа к сети в масштабах всего мира) с промежутком измерений в 15 минут — полученная база данных включает более триллиона записей и представляет информацию о 1647 агломерациях в 122 странах. Данные о подключениях и отключениях в разбивке по ip-адресам были получены из базы данных PREDICT Южнокаролинского Университета (USC), а данные о IP-геолокации устройств — из надежных коммерческих источников.
Исследователи проследили динамику проникновения интернета по всему миру — оказалось, что скорость распространения Сети следует единому шаблону независимо от страны и материка: изначально медленный рост стремительно набирает скорость, достигая уровня насыщения, при котором практически на каждое домохозяйство в стране приходится один IP-адрес.
Результаты исследования показали, что в среднем каждой стране от появления технологии доступа в интернет до насыщения потребуется около 16 лет, что значительно превышает скорость распространения более ранних революционных технологий. Так, тот же показатель для распространения паровых двигателей составил около ста лет, а для электричества — около 60 лет.
К 2012 году уровня насыщения доступа к сети достигли всего четыре страны: Германия, Дания, Эстония и Южная Корея, а некоторые страны, такие как Турция, показывали низкую скорость роста — там для достижения уровня насыщения может потребоваться несколько десятилетий.
Ученые также проследили зависимость между уровнем распространения сети Интернет и экономической продуктивностью. Оказалось, что между этими показателями существует положительная корреляция: страны с большим проникновением интернета показывают более быстрый экономический рост, причем каждые следующие 10 процентов роста пользования Сетью соответствуют 0,8 процента увеличения ВВП на душу населения. Степень экономического роста зависит, впрочем, от индустрии: так, сервисный сектор (производство новостей, кино, административная работа, образование) пострадали от возросшей конкуренции, в то время как оптовые и розничные продажи, продажи недвижимости, добыча полезных ископаемых, транспорт получили дополнительный толчок в местах с более доступным интернетом.
Новые данные позволили изучить и режим сна людей во всем мире. Ученые предполагают, что время отключения устройства связи от Сети (вечером) и подключения утром примерно соответствует времени отхода ко сну и утреннего подъема. По словам исследователей, соответствие не обязано быть точным — достаточно данных о систематической взаимосвязи между отключением и подключением устройств связи. Результатом стала первая в своем роде глобальная оценка продолжительности сна в 645 городах мира за семь лет. Выяснилось, что жители крупнейших городов в среднем спят дольше по сравнению с жителями городов-спутников. Результаты также показали географически более масштабные изменения в режиме сна людей, возможно, вызванные использованием новых интернет-технологий. В то время как продолжительность сна населения Северной Америки оставалась более-менее стабильной на протяжении периода изучения, в Европе она сократилась, а в Восточной Азии возросла, и в целом мировые стандарты продолжительности сна сближаются. Причины этих изменений еще предстоит выяснить.
Новая работа — не первая в ряду попыток изучить человеческое поведение на глобальном уровне. Источники больших данных для таких исследований можно разделить на три категории:
В этом смысле массив данных новой работы открывает новый подход к исследованиям в глобальном масштабе, дополняющий существующие пассивные методы исследований: он раскрывает потенциал глобальной интернет-активности в области изучения социальных закономерностей.
Надежда Бессонова