Американские компании UTC и Boeing занялись совместной разработкой новых мотогондол для турбовентиляторных двигателей с ультравысокой степенью двухконтурности. Как пишет Aviation Week, новые мотогондолы будут несколько снижать шумность силовых установок и получат специальное покрытие, предотвращающее обледенение и налипание насекомых в полете.
Современные турбовентиляторные двигатели пассажирских и грузовых самолетов размещаются в мотогондолах — специальных обтекаемых отсеках, размещенных обычно за пределами фюзеляжа. Они защищают двигатели от внешних воздействий и позволяют реализовать дополнительные функции, включая спрямление воздушных потоков, смешение воздушных потоков на выходе и реверс тяги.
Внутри современных мотогондол располагается множество элементов. Среди них — элементы крепления самого двигателя, усиливающие конструкции, гидравлические и механические приводы. Для относительно небольших современных силовых установок такая конструкция мотогондол считается нормальной, но совершенно не подходит для двигателей с ультравысокой степенью двухконтурности.
Ультравысокой, или сверхвысокой, степенью двухконтурности считается, когда объем воздуха проходящего за момент времени через внешний контур турбовентиляторного двигателя в двадцать и более раз больше объема воздуха, проходящего через внутренний контур. Более подробно о перспективных авиадвигателях читайте в нашем материале.
Поперечные размеры перспективных двигателей с ультравысокой степенью двухконтурности существенно больше размеров современных силовых установок. Из-за этого им требуются мотогондолы больших размеров. Использование уже существующих конструкций таких отсеков сделает их чрезмерно тяжелыми, что нивелирует топливный выигрыш от использования новых двигателей.
Проект новой мотогондолы UTC и Boeing создадут на основе уже ведущейся разработки двигательного отсека EcoIPS. В перспективной мотогондоле будут реализованы несколько технологий, включая широкое использование композиционных материалов, антиобледенительных систем со сверхнизким энергопотреблением, новым покрытием и системами активного контроля воздушного потока.
Другие подробности о новой мотогондоле не раскрываются. Как ожидается, испытания мотогондолы EcoIPS состоятся в 2019 году. Этот отсек получит электрический привод реверса тяги, что позволит отказаться от механических тяг во внешнем контуре силовой установки. Это, в свою очередь, обеспечит гладкий воздушный поток и снижение общей массы конструкции.
Вероятно, в проекте будет использовано новое покрытие, представленное компанией Boeing летом прошлого года. Новая краска отличается повышенной устойчивостью к износу. По данным компании, лед, образующийся на самолете в полете, будет соскальзывать с покрытия. Кроме того, на него не будут налипать насекомые, останки которых могут нарушать ламинарное течение воздушного потока.
Василий Сычёв