Американские ученые разработали метод эффективной доставки пептидных антигенных вакцин для персонализированной терапии рака. В эксперименте применение этого метода вызвало полное излечение большинства подопытных мышей. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Materials.
Пептидные вакцины от рака представляют собой антигены, специфичные для опухоли конкретного пациента (неоантигены) и, соответственно, производимые персонально на основании результатов секвенирования опухолевой ДНК. В силу высокой безопасности применения и сравнительной простоты производства их исследованиями занимаются многие научные коллективы, однако добиться достаточной эффективности в клинических испытаний пока не удавалось. Причина этого заключается в плохом проникновении пептидных неоантигенов и адъювантов (препаратов, усиливающих их действие) в лимфоузлы и, как следствие, недостаточной активации цитотоксических Т-лимфоцитов под их действием.
Сотрудники Мичиганского университета с коллегами из других научных центров предложили доставлять антигены с адъювантами наночастицы, напоминающие по строению липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Это одна из разновидностей белково-липидных комплексов, служащих для транспорта жиров (в частности, холестерина) в крови.
Разработанные учеными наночастицы состоят из трех компонентов: первый — аналог аполипопротеина А (компонента ЛПВП) — служит материалом наночастицы; второй — связаный с холестерином динуклеотид CpG — обеспечивает ее продвижение к лимфоузлам и третий — это персонализированные неоантигены, вызвающие иммунную реакцию. Подобная наночастица имеет форму диска диаметром около 10 нанометров.
Как показали эксперименты, такой метод доставки вызывает устойчивую презентацию неоантигена дендритными клетками и их созревание, что, в свою очередь, приводит к появлению большого числа активированных цитотоксических Т-лимфоцитов, специфичных к антигену опухоли (в 47 раз больше, чем при применении растворимых пептидных неоантигенов).
Эти Т-лимфоциты эффективно распознавали и уничтожали раковые клетки в периферических тканях мышей. Добавление к подобной иммунотерапии ингибиторов иммунных контрольных точек CTLA-4 и PD-1 через 10 дней привело к полному рассасыванию аденокарциномы толстой кишки примерно у 88 процентов животных (против примерно 25 процентов в случае растворимых антигенов) и меланомы у около 90 процентов животных (против примерно 38 процентов при применении растворимых антигенов). Повторное введение аналогичных раковых клеток через 70 дней к развитию опухолей не привело, то есть к ним развился иммунитет.
В настоящее время ученые занимаются воспроизведением технологии у более крупных животных, чтобы в случае успеха перейти к клиническим испытанием. Для разработки и вывода технологии на рынок университет учредил спин-офф EVOQ Therapeutics.
Иммунотерапия в настоящее время является наиболее перспективным направлением в экспериментальном лечении рака. Помимо неоантигенов разработаны и проходят испытания вакцины в виде РНК-липоплексов, а также различные генетически модифицированные кроветворные клетки и Т-лимфоциты. Про лимфоциты с химерными антигенными рецепторами, которые уже полностью излечили несколько десятков пациентов с неоперабельными опухолями, можно почитать в нашем материале.
Олег Лищук