Британские исследователи сопоставили данные об антарктических морских льдах — как собранные во время Героического века антарктических исследований, так и полученные с помощью современных спутников. Они пришли к выводу, что за прошедший век площадь льдов изменилась лишь незначительно. Результаты работы опубликованы в журнале The Cryosphere.
Понимание взаимодействия морских полярных льдов с глобальными изменениями климата крайне важно для современной климатологии. Наблюдения последних десятилетий показывают, что прогрессирующее потепление в северных широтах связано с резким сокращением ледяного покрова Северного Ледовитого океана и отступлением его границ на север. В то же время, начиная с 1970-х годов, в Антарктике наблюдается противоположный процесс — площадь морских льдов постепенно увеличивается. Незначительное отступление их к полюсу в морях Беллинсгаузена и Амундсена с лихвой компенсируется приростом в Индийском океане и особенно морях Уэдделла и Росса. Причины этого процесса изучены недостаточно, современные модели удовлетворительно его не объясняют. Анализ затрудняет недостаток данных о состоянии антарктических льдов до эры спутниковых исследований.
Чтобы восполнить этот недостаток, сотрудники Редингского университета воспользовались данными о границах антарктического ледяного покрова (в основном летних в силу специфики навигации начала ХХ века), зарегистрированными в ходе 11 исследовательских экспедиций, состоявшихся с 1897 по 1917 год. Как отмечают ученые, касающиеся этого вопроса записи в судовых журналах делались достаточно регулярно и точно, чтобы предоставить необходимый объем информации.
Благодаря этой информации исследователи сумели вычислить среднюю широту границ летнего льда за указанный период и сопоставили ее со средним значением с 1989 по 2014 год, рассчитанным на основании спутниковых данных.
Выяснилось, что в настоящее время площадь антарктических морских льдов максимум на 14,2 процента меньше, чем в эпоху открытий на рубеже XIX и ХХ веков. При этом самое большое отличие в границе льда наблюдалось в море Уэдделла — век назад она проходила в среднем на 1,71 градуса широты севернее, чем сейчас. В среднем эта граница сместилась к югу лишь на 0,41 градус.
Согласно предыдущим оценкам умеренной точности, сделанным по журналам китобойных судов, с 1950-х по 1980-е годы площадь антарктических льдов сократилась примерно на четверть, а в Героический век антарктических исследований была заметно меньше, чем в период с 1931 по 1961 год. Принимая во внимание эти данные, авторы работы пришли к выводу, что долгосрочная динамика этой площади с наибольшей вероятностью подвержена естественным колебаниям длительностью в десятки лет и нынешнее положение дел не имеет значительной связи с глобальным потеплением.
Исследователи рассчитывают уточнить полученные результаты с помощью данных других антарктических экспедиций вековой данности, судовые журналы которых к настоящему времени не оцифрованы и менее доступны, чем те, что уже были учтены. Они также предлагают использовать свои оценки для построения новых моделей изменений климата в течение XX и начала XXI века.
«Миссии [Роберта] Скотта и [Эрнеста] Шеклтона сохранились в истории как героические провалы, однако собранные ими и другими исследователями данные могут сильно изменить наши взгляды на метаморфозы антарктических морских льдов», — отметил руководитель работы Джонатан Дэй (Jonathan Day).
Это далеко не первый случай, когда старые данные помогли современным исследователям. Хорошим примером такого «сотрудничества через века» могут послужить записи китайских астрономов, которые помогли определить точную дату (4 июля 1054 года) вспышки сверхновой, которая привела к образованию Крабовидной туманности.
Олег Лищук