Агентство перспективных оборонных разработок США объявило о намерении провести испытания «тейлситтера», самолета вертикального взлета с посадкой на хвост, в начале 2018 года. Как сообщает Defense Aerospace, речь идет об испытаниях на наземной базе. В конце 2018 года военные планируют осуществить пробный полет аппарата с палубы корабля в море.
Разработка нового «тейлситтера» ведется американской компанией Northrop Grumman с конца прошлого года. Военным необходим такой самолет, который мог бы взлетать и садиться на площадки эсминцев типа «Арли Берк» и боевых кораблей прибрежной зоны проекта LCS. Они оснащены вертолетными площадками.
В дальних походах эсминцы не способны использовать вертолеты из своих авиагрупп из-за их относительно малой дальности полета. Кроме того, вертолеты не способны развивать самолетные скорости полета. Это означает, что в дальнем походе эсминцы не смогут поддерживать связь с базами на суше.
По этой причине Агентство перспективных оборонных разработок и заказало создание нового самолета. Northrop Grumman решила использовать именно схему «тейлситтера», поскольку она позволяет создать довольно компактный самолет, который мог бы использовать для взлета и посадки стандартные вертолетные площадки эсминцев. Проект получил название TERN.
В настоящее время Northrop Grumman занимается сборкой двух новых летательных аппаратов. Все структурные компоненты для сборки планера первого аппарата уже готовы. Окончательная сборка намечена на первый квартал 2017 года. Тогда же на аппарат установят один из существующих турбовинтовых двигателей компании General Electric.
Самолет, разрабатываемый Northrop Grumman, будет выполнен по схеме «летающего крыла» с двумя соосно расположенными воздушными винтами в носовой части. Винты диаметром около трех метров будут вращаются в противоположные стороны. Взлет и посадка аппарата будет производиться вертикально на хвост, в то время как весь полет будет проходить в самолетном, то есть горизонтальном, режиме.
Летательный аппарат длиной чуть более 12 метров сможет перевозить грузы массой до 226 килограммов на расстояние до 1,1 тысячи километров. Самолет не будет использоваться для перевозки боеприпасов. Northrop Grumman рассматривает возможность установки на аппарат и точек подвески для вооружения.
«Тейлситтеры» активно разрабатывались в 1950-х годах. В частности, по заказу ВМС США истребитель XFV-1 по такой схеме создавала компания Lockheed. Самолет имел крестообразное хвостовое оперение. Истребитель длиной около 11,5 метра имел размах крыла 8,4 метра и максимальную взлетную массу 7,4 тонны.
XFV-1 планировалось оснастить двумя автоматическими авиационными пушками калибра 20 миллиметров. После завершения разработки аппарат смог бы развивать скорость до 933 километров в час, однако проект закрыли в 1954 году из-за его высокой стоимости и технической сложности.
Василий Сычёв