Американские зоологи обнаружили, что самцы шимпанзе (Pan troglodytes) уделяют гораздо больше внимания своим детенышам, чем считалось ранее. Они проводят много времени со своим отпрыском и его матерью, особенно в первый год жизни детеныша. Исследование опубликовано в Royal Society Open Science.
Как самцы, так и самки шимпанзе, как и многие другие приматы, в течение жизни спариваются с разными особями и не образуют пары на период выращивания детенышей. У приматов, образующих моногамные пары, самцы заботятся о своих детенышах и тем самым обеспечивают более высокую выживаемость своего потомства. В то же время ученые долгое время считали, что самцы промискуитетных приматов не тратят время на заботу о детенышах, так как они не знают их ли это отпрыск. Однако, в других исследованиях было показано, что самцы приматов, ведущих промискуитетный образ жизни (например, мандриллы или капуцины), способны узнавать своих детенышей, заботиться о них и защищать их. Так, самцы желтых бабуинов во время конфликтов действуют «от имени» своего отпрыска. Детенышам пустынных бабуинов в присутствии отца достается больше еды. С другой стороны, самцы приматов могут уделять внимание детенышу в расчете на последующую «благосклонность» самки. Исследование обезьян-маготов показало, что самцы, которые заботились о каком-то детеныше, потом чаще спаривались с его матерью, чем менее «заботливые» особи.
Исследования взаимоотношений отцов со своим потомством у человекообразных обезьян проводились намного реже. Известно, что детеныши шимпанзе рождаются совершенно беспомощными. В первые пять-шесть месяцев жизни они висят на животе у матери, вцепившись в ее шерсть. Чаще всего детеныши погибают в первые полгода жизни, причем их могут убивать взрослые особи из той же группы, к которой принадлежит самка с детенышем. Самцы убивают детеныша, во-видимому, для того, чтобы у самки быстрее наступил эструс и она могла бы спариваться; если чужого детеныша убивает самка, это, по мнению зоологов, может быть связано с иерархией (у доминантных самок детеныши погибают реже). В единственной работе, посвященной изучению подвида западных шимпанзе (Pan troglodytes verus), обитающих в Западной Африке, было показано, что самцы чаще играют со своими детенышами, чем с чужими, и они менее агрессивны по отношению к их матери, чем посторонние самцы.
В новой работе, исследователи решили проверить, ведут ли себя похожим образом самцы другого подвида шимпанзе — восточного. Этот подвид обитает в центральной и восточной Африке и его ареал не пересекается с ареалом западного подвида. Кроме того, исследователи хотели подтвердить или опровергнуть предположение о том, что самцы заботятся о детеныше не для того, чтобы его защитить, а чтобы иметь больше шансов на спаривание с его матерью.
Ученые собрали результаты наблюдений за группой шимпанзе в Национальном парке Гомбе в Танзании за 25 лет (1989-2013 годы). В исследовании рассматривалось поведение самцов и детенышей, чьи родственные связи были подтверждены генетически. Наблюдатели следовали либо за парой мать-детеныш, либо за самцом в течение дня и фиксировали, сколько времени самец проводит со своим отпрыском и как он себя при этом ведет. Для сравнения авторы работы изучали поведение самцов по отношению к парам мать-детеныш, в которых ни мать, ни детеныш не являлись родственниками самца. Наблюдения за взаимоотношениями самец-детеныш продолжались до тех пор, пока детенышу не исполнилось примерно 3,5 года. Всего исследователи изучили 15 самцов и 49 пар мать-детеныш, при этом самец был отцом 27 детенышей.
Ученые не подтвердили гипотезу о том, что самец шимпанзе заботится о детеныше, чтобы впоследствии спариваться с его матерью. Они не выявили корреляции между количеством времени, которое самец проводил с матерью и детенышем и тем, кто оказывался отцом ее следующего отпрыска. Также оказалось, что самцы проводили со своими детенышами (играли с ними и занимались грумингом) существенно больше времени, чем с чужими, когда шимпанзята были моложе шести месяцев и наиболее уязвимы. В то же время исследователям не удалось отследить, как вели себя отцы в ситуациях, когда жизнь детеныша подвергалась риску, например при нападении шимпанзе из соседних групп. Но согласно исследованию другой популяции восточных шимпанзе, взрослые самки реже нападают на мать с детенышем в присутствии самца. Поэтому авторы статьи предположили, что присутствие самца «гасит» агрессию чужих самок, которая в противном случае могла бы привести к гибели детеныша. По мере взросления отпрысков, отцы уделяют им все меньше внимания. Когда шимпанзятам исполняется полтора-два года, их отцы начинают проводить примерно одинаковое количество времени со своими и чужими детенышами.
По мнению авторов статьи, полученные результаты показали, что проявлять отцовскую заботу способны представители даже тех видов приматов, у которых не формируется длительных связей между самцом и самкой. Возможно, эти результаты смогут пролить свет на то, как гоминиды переходили от промискуитета к моногамии. Согласно одной из гипотез, долговременная связь между самцом и самкой возникала в результате отцовской заботы о детеныше.
Екатерина Русакова