Археологи из Израильского управления древностей во время раскопок в Иерусалиме обнаружили место, где римские войска ворвались в город во время Первой иудейской войны (66-73 годы нашей эры). После завоевания Иерусалима римляне сровняли город с землей и разрушили Иерусалимский храм, главную святыню иудеев. О находке рассказывает The Guardian.
Поводом для начала Первой иудейской войны послужило корыстолюбие римского наместника в Иудее, который потребовал от жрецов Иерусалимского храма заплатить в императорскую казну 17 талантов (около 285 килограммов) золота. Когда они отказались это сделать, прокуратор отправил в Храм войска, которые разграбили его, при этом убивая евреев, пытавшихся помешать бесчинствам. Также наместник велел схватить нескольких лидеров горожан и казнить их. После этого в Иерусалиме началось восстание, позже охватившее всю Иудею.
Поначалу восставшим сопутствовала удача: они смогли разгромить XII легион римлян, который римский наместник в Сирии отправил для усмирения мятежа. Но после этого римский император прислал в Иудею одного из лучших римских полководцев, Веспасиана, который начал завоевывать город за городом и постепенно возвратил провинцию под власть Рима. В 69 году армия провозгласила Веспасиана императором, и он передал командование войсками в Иудее своему сыну Титу. В 70 году уже под руководством Тита римляне начали осаду Иерусалима, которая продолжалась семь месяцев, и в конце концов захватили город.
Во время раскопок зимой прошлого года израильские археологи обнаружили руины сооружения, которое, как полагают ученые, было смотровой башней. Она была встроена в «третью» иерусалимскую стену, которую восставшие жители использовали для обороны. Вокруг предполагаемой башни исследователи нашли множество камней и валунов, которые были выпущены из катапульт. По словам руководителей раскопок Рины Авнер и Кфира Арбиба, ученые нашли «впечатляющее свидетельство интенсивной бомбардировки, которую вела римская армия во главе с Титом... Бомбардировка началась для того, чтобы атаковать защитников стены и обеспечить прикрытие для римских войск, чтобы они могли подойти к ней с таранами и пробить в ней брешь».
Как пишет историк Иосиф Флавий в «Истории иудейской войны»:
...третьей стеной [Ирод] Агриппа [царь Иудеи в 37-44гг.] обвел возникшую новую часть города, остававшуюся прежде совсем незащищенной...
...стена была сложена из огромных камней, которые имели по
двадцать локтей длины и десять локтей ширины каждый и которые нелегко было
бы ни подкопать железными орудиями, ни сдвинуть с места машинами...
...Над стеной возвышались башни двадцати локтей ширины и двадцати локтей высоты каждая, четырехугольные и, как сама стена, массивные...
Несмотря на массивную стену, окружавшую Новый город, Тит решил атаковать Иерусалим с этой стороны. Как пишет Флавий: «на этом месте наружное укрепление было ниже, а второе не примыкало к нему... Отсюда поэтому легко можно было перейти к третьей стене, через которую Тит предполагал овладеть Верхним городом...»
Осада города началась перед праздником Пейсах, который празднуется в марте или апреле. К маю в третьей стене была сделана брешь, через которую римляне вошли в Иерусалим. Вскоре они захватили и вторую стену. В руках восставших оставались Храм, а также Нижний и Верхний город. Римляне окружили оставшуюся часть Иерусалима насыпными валами и не пропускали никого в осажденный город. После нескольких попыток римские войска захватили форт Антония и проникли во внутренний город в конце июля. Несмотря на страшный голод в рядах восставших, они продолжали сопротивляться и не шли на переговоры с осаждающими.
После захвата Антонии у римлян появился плацдарм для штурма Иерусалимского храма, где засели остатки осажденных. У Тита
намерения разрушать иудейскую святыню, он планировал превратить ее в храм, посвященный римскому пантеону богов. Однако римские солдаты бросили горящее дерево в стену Храма и огонь стал быстро распространяться по храмовым строениям, а затем перекинулся и на городские дома. В результате почти весь храмовый комплекс, за исключением одной стены, был разрушен. После этого римляне быстро подавили остатки сопротивления и к началу сентября взяли город под свой контроль.
По свидетельству Флавия, во время осады и захвата Иерусалима погибло более миллиона человек, город был стерт с лица земли; около 100 тысяч жителей, в том числе вожди восстания были угнаны в рабство. Современные исследователи считают цифру погибших преувеличенной и называют более скромную, но все равно ужасающую цифру — около 300 тысяч погибших.