Британские специалисты, занятые прокладкой высоковольтной линии Western HVDC Link, во время работ обнаружили у берегов Шотландии практически не поврежденные останки немецкой подводной лодки UB-85, сообщает BBC News. Этот корабль утонул в 1918 году, причем, по легенде, UB-85 был потоплен морским чудовищем «с блестящими в лунном свете зубами».
Прокладчики высоковольтной линии обнаружили останки подводной лодки в 120 метрах от основного маршрута кабеля у побережья Галлоуэя в юго-западной Шотландии неподалеку от города Странрар. По данным сонара, длина видимой части корабля составляет 45 метров. Его корпус частично укрыт мусором.
Подводную лодку в точности пока не идентифицировали, однако адмиралтейские записи свидетельствуют, что это может быть именно UB-85. Этот корабль был построен в октябре 1917 года, а в ноябре того же года поступил на вооружение ВМС Германии. Подводную лодку построили по типу UB III. В общей сложности по этому проекту в Германии были построены и приняты на вооружение 95 кораблей.
Подводная лодка UB-85 была потоплена 30 апреля 1918 года. По официальной версии, 28–29 апреля британские патрули вынудили немецкую подлодку оставаться под водой. Когда на рассвете 30 апреля субмарина получила возможность всплыть для проветривания и подзарядки аккумуляторов, ее обнаружил британский шлюп «Кориопсис» типа «Анчуса» и обстрелял из артиллерийских орудий.
Согласно адмиралтейским записям, артиллерийский огонь, по наблюдению моряков, не причинил особого вреда кораблю, однако UB-85 во время преследования внезапно остановилась и выпустила сигнальную ракету. При этом экипаж субмарины махал руками, прося о помощи. Всех немецких моряков, включая капитана Гюнтера Креха, подобрал «Кориосис». Подлодка затонула.
Однако, помимо официальной версии, существует и легенда, основанная на показаниях капитана Керха, которые он дал после того, как британцы взяли экипаж UB-85 в плен. Согласно этим показаниям, 29 апреля подводную лодку атаковало «морское чудище с большими глазами, глядящими из рогатого, вроде бы, черепа... с блестящими в лунном свете зубами».
Керх рассказал, что чудище напало на субмарину, когда она всплыла, чтобы зарядить аккумуляторы. При этом морское чудовище повредило люк в рубке подлодки, после чего он потерял свою герметичность, а корабль утратил способность погружаться. Некоторые британские криптозоологи позже утверждали, что на подлодку могло напасть животное, родственное лох-несскому чудовищу.
Следует отметить, что, согласно немецким морским архивам, в апреле 1918 года возле побережья Галлоуэя действовали две немецкие подлодки типа UB III: UB-85 и UB-82. Последняя была потоплена 17 апреля недалеко от берегов Шотландии. Специалисты не исключают, что найденной немецкой субмариной может оказаться UB-82.
Корабли типа UB III имели в длину 55,9 метра и в ширину — 5,8 метра. Подводное водоизмещение субмарин составляло 637 тонн. При всплытии для зарядки аккумуляторов на кораблях использовались два дизельных шестицилиндровых двигателя Daimler мощностью 1050 лошадиных сил каждый. За движение корабля отвечали два электромотора марки BBC мощностью 780 лошадиных сил каждый.
Подлодки могли развивать скорость до 13,4 узла на поверхности и до 7,5 узла под водой. Дальность хода кораблей составляла 8,2 тысячи миль. Субмарины типа UB III могли погружаться на глубину 50 метров. Корабли были вооружены пятью торпедными аппаратами калибра 500 миллиметров с боезапасом на десять торпед и одним артиллерийским орудием калибра 88 миллиметров на палубе.
Подводные лодки типа UB III строились с 1916-го по 1918 год и стояли на вооружении немецких ВМС вплоть до 1935 года.
Василий Сычёв