Американские исследователи применили специальную рогатку для запуска дронов в статические элементы планеров пассажирских самолетов, чтобы оценить наносимые ими повреждения. Как пишет Aviation Week, на создание такой рогатки специалистов вдохновила игра Angry Birds. Запуск дронов по элементам самолетов производится в рамках масштабного исследования, призванного определить, насколько опасно для пассажирского самолета столкновение в воздухе с беспилотником.
Перед запуском в серийное производство абсолютно все самолеты проходят множество этапов испытаний. Например, лайнеры проверяют на способность летать в суровых условиях Севера или безопасно прерывать взлет с изношенными тормозными колодками. Часть испытаний проводится в реальных условиях, а часть — в специальных лабораториях. Например, проверка на устойчивость двигателей и основных элементов планера к столкновению с птицами проверяется так называемой «куриной пушкой».
«Куриная пушка» представляет собой пневматическое устройство, способное выстреливать куриной тушкой (или несколькими одновременно) в испытываемый образец. При этом она позволяет регулировать начальную скорость полета курицы. Существует и похожее устройство, имитирующее сильный снегопад или град с частицами льда разных размеров. Испытания на столкновение с дронами самолеты пока не проходят, однако авиационным регулирующим органам необходимо представлять себе последствия таких столкновений.
«Дроновую пушку» по заказу Федерального управления гражданской авиации США разработал Университет Северной Дакоты. Эта организация совместно с авиационными властями занимается оценкой опасности, которую могут представлять для летящих пассажирских самолетов беспилотники разных классов и размеров. Испытания проводятся на ветровом стекле, носовом обтекателе, передних кромках крыла и хвостовом оперении пассажирского лайнера Boeing 737 и бизнес-джета Learjet. Для обстрела используются китайские квадрокоптеры DJI Phantom.
Исследование проводится с конца прошлого года. Сначала специалисты проводили компьютерное моделирование последствий столкновения в воздухе дрона и пассажирского самолета. В моделировании столкновения происходили под разными углами и на разных скоростях полета. Полученные данные сопоставлялись с известными данными о повреждениях, получаемых самолетами при столкновении с птицами. Натурные испытания должны подтвердить или опровергнуть результаты компьютерного моделирования.
Ожидается, что результаты этого этапа исследования будут представлены Федеральному управлению гражданской авиации США в конце сентября — начале октября текущего года. Затем исследователи приступят к следующему этапу, в ходе которого будет оцениваться урон, получаемый двигателями самолетов при попадании в них дронов. Кроме того, вместо DJI Phantom, представляющих в исследовании распространенные любительские аппараты, будут использоваться и более крупные беспилотники.
В апреле текущего года исследователи из Центра изучения беспилотников в Бард-колледже, штат Нью-Йорк, обнародовали анализ статистики наблюдения беспилотников летчиками самолетов, опубликованной Федеральным управлением гражданской авиации США. 36,2 процента инцидентов были определены специалистами как опасное тесное сближение — максимальное сближение воздушных объектов, при котором вероятность столкновения крайне высока.
Опубликованная статистика покрывает период с 21 августа 2015 года по 31 января 2016 года и описывает 1276 случаев близкого наблюдения беспилотников. За это время летчики сообщили о 582 наблюдениях аппаратов. Это в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. К опасному тесному сближению исследователи отнесли 188 случаев: сообщения летчиков о подлете беспилотника к самолету на расстояние ближе 150 метров и об опасном сближении, совершение летчиком маневра уклонения после таких сообщений и внезапное использование ненормативной лексики в докладах о близком наблюдении беспилотника.