Вымершие во время последнего ледникового периода пещерные медведи (Ursus spelaeus), чьи останки сохранились в бельгийской пещере Гойе, были строгими вегетарианцами. Установившие этот факт ученые из международной группы предположили, что именно диета могла стать причиной исчезновения их вида. Исследование опубликовано в Journal of Quaternary Science.
Во время позднего четвертичного периода в Европе вымерло несколько видов крупных млекопитающих, в том числе пещерный медведь. Что послужило причиной его исчезновения, до сих пор до конца не ясно. Авторы новой работы решили исследовать рацион пещерных медведей — в зависимости от того, были ли представители вида строго травоядными или всеядными, на его вымирание могло повлиять как изменение климата, так и соперничество с человеком за пищевые ресурсы.
Для исследования ученые использовали кости десяти пещерных медведей (восьми взрослых особей и двух медвежат) и пяти бурых медведей, найденных в пещере Гойе на территории Бельгии, а также останки трех современных медведей гризли, обитавших в Канаде. Авторы статьи проанализировали соотношение изотопов 15N/14N в аминокислотах из останков древних медведей. Также ученые частично использовали данные из других исследований (1, 2), частично сами проанализировали в останках общее соотношение изотопов азота (15N/14N) и изотопов углерода ( 13С/12С). Поскольку у травоядных более высокое содержание изотопа 15N, чем у растений, а у хищников оно выше, чем у травоядных, анализ изотопов азота (15N/14N) позволяет определить, к какому звену пищевой цепочки — травоядным или хищникам — относились пещерные медведи. Анализ соотношения изотопов углерода ( 13С/12С) позволяет определить долю растительной пищи в рационе животного.
Выяснилось, что пещерные медведи были строгими вегетарианцами. Их трофический уровень — условная величина, указывающая на место вида в пищевой цепи, которую ученые вычисляли из соотношения изотопов азота — в среднем равен 2,0, что соответствовало уровню травоядных. Интересно, что даже у медвежат, несмотря на молочную диету, трофический уровень был травоядным. Древние бурые медведи включали в рацион и животную пищу: их трофический уровень оказался чуть выше — 2,2. В то же время современные гризли (средний трофический уровень 2,4) являются всеядными.
«Так же как и современная большая панда, пещерный медведь был очень консервативен в своих пищевых привычках, — отмечает ведущий автор статьи Эрве Бушерен. — Мы предполагаем, что несбалансированная диета вкупе с уменьшившимся количеством растительной пищи во время последнего ледникового периода в конце концов стали причиной вымирания пещерного медведя».
Пещерный медведь (Ursus spelaeus) обитал на территории центральной и южной Европы в эпоху плейстоцена и вымер около 24 тысяч лет назад. Несмотря на название «пещерный», медведи использовали пещеры только во время зимней спячки и круглый год в них не жили. По размерам медведя можно было сравнить с крупными современными представителями семейства медвежьих. Самцы в среднем весили 400-500 килограммов, рост в холке составлял примерно 1,3 метра. Для сравнения самцы одного из крупнейших подвидов бурых медведей, камчатского, весят 500-1000 килограммов.
Екатерина Русакова