Американские химики разработали новое покрытие для пищевой тары, благодаря которому жидкости вроде меда или кетчупа можно будет извлекать из бутылки полностью, до последней капли. Описание технологии создания покрытия опубликовано в журнале Applied Materials & Interfaces.
Основой покрытия является смесь пчелиного и пальмового (карнаубского) воска в растворителе, которую наносят на обрабатываемую тару с помощью распылителя. После высыхания на поверхности образуются шероховатая микроструктура, благодаря которой площадь соприкосновения между каплей и стенками сводится к минимуму. Наряду с гидрофобностью самого воска это дает очень малую энергию смачивания, в результате капли жидкости двигаются по такой поверхности гораздо быстрее, чем до обработки.
Подобный подход — использование водоотталкивающего вещества, которому дополнительно придается микротекстура — используется для создания супергидрофобных поверхностей уже довольно давно. С помощью такого подхода, например, можно заставить капли кондесата самостоятельно спрыгивать с охладительных трубок, что существенно улучшает теплообмен в холодильных установках.
Сейчас уже существуют и пищевые супергидрофобные поверхности. Один из наиболее известных примеров — поверхность LiquiGlide, представленная в 2012 году выходцами из Массачусетского технологического института. Однако, для создания микроструктуры у LiquiGlide используется довольно сложный и затратный метод фотолитографии: сначала создается «вафельная» текстура , а затем она заполняется гидрофобным маслом (например, силиконовым).
Создатели нового материала подчеркивают, что он был разработан специально для пищевой тары и не просто безопасен при контакте с пищей, но и сам может быть съедобен. «Нам не известны другие супергидрофобные материалы, которые были бы сделаны из одобренных FDA съедобных материалов с помощью простого, недорогого и масштабируемого одностадийного процесса» — пишут авторы в статье.
Александр Ершов