Германский аэрокосмический центр (DLR) приступил к испытаниям нового автомата перекоса для вертолета, который позволит по отдельности управлять шестью лопастями несущего винта. Как пишет Aviation Week, новая система активного управления ротором получила название META, она может быть установлена как на роторы перспективных вертолетов, так и уже летающих машин.
Испытания системы активного управления ротором в аэродинамической трубе проводились осенью 2015 года. Весной текущего года в Нидерландах DLR провела испытания уменьшенного прототипа META на четырехлопастном несущем винте. По итогам испытаний оказалось, что META позволила уменьшить вибрацию винта и его шум, а также минимальный уровень передаваемой на ротор мощности.
META испытанная на четырехлопастном винте подразумевает управление им как двумя двухлопастными винтами. В системе активного управления ротором автомат перекоса имеет двойную составную тарелку, которой контролирует пары лопастей. Внешняя часть тарелки управляет одной парой лопастей, находящихся друг против друга, а внутренняя — другой.
Каждая из частей тарелки автомата перекоса управляется тремя электрогидравлическими приводами. Гидравлическая часть привода позволяет управлять лопастями с большой частотой (до 105 герц) и соответственно оптимизировать общие параметры работы винта, изменяя наклон каждой из лопастей от двух до шести раз за оборот.
В полете новый автомат перекоса может контролировать движение каждой лопасти, изменяя их наклон и таким образом влияя на траекторию, по которой проходит ее законцовка. Такое пространственное разобщение траекторий движения законцовок лопастей снижает площадь пересечения создаваемых самими лопастями завихрений. Так разработчикам удалось снизить общую шумность несущего винта.
В ближайшее время DLR планирует провести дополнительный этап испытаний META, включая проверку системы активного управления ротором на полноразмерном несущем винте вертолета.
В современном автомате перекоса управление лопастями несущего винта вертолета производится цельной тарелкой, наклон которой производится при помощи нескольких тяг. В вертолете автомат перекоса выполняет несколько функций.
Первая — компенсация кренящего момента несущего винта, возникающего в горизонтальном полете из-за разности подъемной силы. В полете автомат перекоса уменьшает угол установки лопастей со стороны винта, где создается наибольшая подъемная сила, и увеличивает его с противоположной стороны, выравнивая таким образом подъемную силу по обе стороны винта.
Вторая — управление полетом по горизонтали. Например, для движения вперед летчик при помощи автомата уменьшает угол установки лопастей для передней половины плоскости вращения крыла и увеличивает — для задней. Таким образом сзади подъемная сила увеличивается, а спереди — уменьшается, благодаря чему изменяется наклон винта и появляется движущая сила.