Сотрудники Университета Оклахомы представили третье поколение экспериментального роботизированного устройства для помощи младенцам с риском развития детского церебрального паралича (ДЦП), пишет IEEE Spectrum.
Разработанный биомедицинскими инженерами и реабилитологами прибор под названием SIPPC (Self-Initiated Prone Progression Crawler, переводится примерно как автоматический лежачий ползунок, читается «сипси») предназначен для развития мозга и совершенствования двигательных навыков детей в критический период развития — от двух до восьми месяцев от рождения. В этом возрасте коррекция симптомов ДЦП наиболее эффективна, поскольку идет интенсивное развитие моторной системы и связанных с ней когнитивных процессов, при этом диагноз заболевания обычно можно поставить только ребенку от года.
Робот представляет собой мягкую подложку для ребенка, приводимую в движение тремя колесами. 12 датчиков движения (50 раз в секунду) и набор камер (постоянно) регистрируют движения в трех измерениях при ползании, а шлем с набором электродов фиксирует активность соответствующих областей мозга. Полученная информация отправляется в компьютер. Алгоритм машинного обучения анализирует движения ребенка и помогает их совершить, давая положительную обратную связь и закрепляя моторные навыки.
Небольшие пилотные исследования показали, что SIPPC помогает детям с риском ДЦП развивать как двигательную активность, так и когнитивные навыки. Сейчас коллектив разработчиков приступил к клиническим испытаниям устройства с участием 56 младенцев в возрасте от четырех до восьми месяцев. Планируется, что сбор данных продлится от шести до девяти месяцев, после чего ученые приступят к их обработке. По словам исследователя Эндрю Фэгга (Andrew Fagg), это будет непростой задачей, поскольку каждая сессия производит около 10 гигабайт данных, а уже к настоящему времени таких сессий проведено более тысячи.
Предварительные результаты подтверждают эффективность методики, и, по словам разработчиков, к ним неоднократно обращались родители с просьбой продать SIPPC. Однако Фэгг подчеркнул, что для клинического и коммерчеcкого использования необходимо провести более масштабные испытания и пройти лицензирование, но сначала «нужно сделать науку».
Олег Лищук