Биологи приблизились к лечению причины аутоимунных заболеваний

Иммунологи из Университета Пенсильвании приблизились к лечению причины аутоиммунных заболеваний с помощью направленного устранения B-лимфоцитов, которые ненормально реагируют на собственные антигены. Результаты первых испытаний технологии на мышах и на культурах клеток опубликованы в Science.

Аутоиммунные заболевания возникают тогда, когда иммунная система начинает распознавать собственные антигены как чужие. Это приводит к гибели несущих данные антигены клеток, к системному воспалению и другим неприятным последствиям, вплоть до летального исхода. Существующие методы лечения аутоиммунных заболеваний основаны на общем и неспецифическом подавлении иммунитета, однако в результате такой терапии останавливается работа не только «неправильных» клеток, но и всей иммунной системы. И обычно это приводит к беззащитности организма перед инфекционными заболеваниями — даже такими, которые в норме для человека не страшны.

Ученые работали с редким но тяжелым аутоимунным заболеванием, которое называется пузырчатка, pemphigus vulgaris. В ходе развития этой болезни особая популяция B-лифоцитов атакует один из белков клеточного матрикса, десмоглеин (в данном случае десмоглеин-3). В результате этого нарушается структура ткани, на коже и слизистых появляются волдыри, которые могут приводить даже к невозможности принимать пищу.

Чтобы устранить причину болезни, ученые обратились к технологии создания клеток с химерными рецепторами (CAR), которая сейчас активно начинает применяться для лечения онкологических заболеваний. Метод (о котором мы недавно подробно писали) подразумевает введение в собственные иммунные клетки пациента, Т-клетки, генетической конструкции, которая обеспечивает синтез химерного рецептора. С помощью такого рецептора Т-клетки могут выбрать из всех клональных популяций B-лимфоцитов нужную мишень. Специфичность химерного рецептора обеспечивает подобранная учеными вариабельная часть, а сигнал уничтожения обеспечивает постоянная часть Т-клеточного рецептора с корецепторами. В данном случае ученые снабдили Т-клетки рецептором, с несколькими фрагментами десмоглеина-3. Такие модифицированные Т-клетки могли связываться только с теми B-клетками, которые вырабатывают антитела к десмоглеину.

Оказалось, что такая технология успешно работает не только на клеточной культуре (Т-клетки уничтожали только патологичные B-лимфоциты), но и на мышах, которым искусственно были введены B-лимфоциты против десмоглеина. Без терапии у таких мышей, как и у людей, в ротовой полости возникали волдыри, однако инъекция Т-клеток предотвращала этот процесс.

Пока не понятно, насколько безопасна новая терапия — не станут ли модифицированные Т-клетки атаковать какие-то другие клеточные популяции помимо анти-десмоглеиновых B-лимфоцитов. Неизвестно также, сможет ли новая терапия излечивать симптомы пузырчатки, а не только предотвращать их возникновение. В качестве следующего шага ученые планируют испытать метод на собаках. В отличие от мышей, у них встречается собственная версия pemphigus vulgaris, а значит они должны лучше подойти в качестве модельных животных для ее исследования.

Александр Ершов