Международная команда исследователей изучила лексику, которую используют мужчины и женщины при общении в социальных сетях, и заметила, что для женщин в сети характерен более вежливый и эмпатичный стиль общения, в то время как мужчины используют более обезличенный и иногда грубый язык. Работа авторов опубликована в журнале PLoS One.
Психологи провели два исследования, в которых изучили наиболее популярные темы среди женщин и мужчин, а также характер используемого ими в общении языка. Они проанализировали около 10 миллионов сообщений почти 65 тысяч пользователей Facebook, а также данные приложения MyPersonality, где люди проходят различные психологические тестирования. Ученые смотрели, какие именно слова и смайлики используют мужчины и женщины и анализировали полученные данные с помощью специального алгоритма.
Наиболее популярными среди женщин были темы, касающиеся эмоций (туда входили такие слова, как «взволнована», «счастлива», «<3», «люблю») и социальных отношений ( «друзья», «семья»), а также усилительные наречия («тааак», «тааааак», «смехотворно»). Для мужчин это были темы, связанные с политикой («правительство», «налоги»), спортом и соревнованиями («футбол», «сезон», «выиграть»), а также с такой деятельностью как стрельба из ружья, игра на музыкальных инструментах или в видеоигры.
Во втором исследовании ученые проанализировали, насколько характер используемого языка зависит от пола человека. Ученые определили, насколько сильно слова принадлежат к двум группам — аффилиация (в психологии это потребность в установлении теплых, дружеских связей) и ассертивность (стиль общения, в котором человек уверен в себе, может отстаивать собственные взгляды и при этом не проявляет агрессии). Например, направленными на сближение с людьми были такие слова как «чудесно», «благодарен», «везучий», в то время как слова «убийство», «эгоистичный» имели отрицательный показатель по шкале. Ассертивность больше всего выражали такие слова как «бро», «абсолютно», «обажаю» и меньше всего «библия», «комик», «сообщение».
Затем ученые изучили связь частоты использования слов из данных категорий с полом пользователей и заметили, что женщины больше употребляют аффилиативные слова. В то же время психологи подчеркивают, что их исследование, в отличие от предыдущих работ, показало, что ассертивные слова активно использовали как женщины, так и мужчины. Однако мужчины использовали слова, которые были более «холодными» (ругательства, критика, противоречивые темы), в то же время как женщины использовали слова, выражающие позитивные эмоции и теплоту по отношению друг к другу.
Таким образом, исследование показало, что лексика мужчин и женщин отличается даже в сети. Женщины используют более мягкий, социально ориентированный язык, в то время как мужчины наоборот используют менее эмоционально окрашенную лексику, которая иногда может быть грубой. Равное использование ассертивных слов исследователи объяснили тем, что социальные сети могут выступать в качестве «уравнителя» — социальные роли женщин и мужчин в сети играют меньшее значение.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Кристина Уласович